Кафедра педагогики и методики начального образования

 

 

 

Кафедра педагогики и методики начального образования

Кафедра педагогики и методики начального образования была создана в феврале 2015 года на основе трех кафедр, ранее существовавших на факультете: педагогики начального образования, методики начального образования, русского языка и методики его преподавания в начальных классах. Вышеназванные кафедры имели свою богатую историю. Так, кафедра начального образования была открыта в 1977 г. Заведующими кафедрами работали кандидаты педагогических наук, доценты Д.С. Филиппова, В.Т. Сейфуллин, В.Н. Николаев, доктора педагогических наук, профессора Е.В. Васильев, В.Г. Максимов, В.П. Ковалев.

Кафедра методики начального образования функционировала с 1988 по 2015 гг. Ею руководили кандидаты педагогических наук, доценты Архипова С.Е., Бычков В.И.

Кафедра русского языка и методики его преподавания в начальных классах функционировала с 1981 по 2009 гг. В разные годы кафедру возглавляли к. пед. н.  доцент Сергеева А.И., д. филол. н. профессор Сергеев Л.П., д. филол. н. профессор Чернов М.Ф., к. филол. н. доцент Родионова Э.М., к. пед. н. доцент Иванова Э.И., к. пед. н. доцент Бычков В.И.

В настоящее время на кафедре педагогики и методики начального образования работают д. пед. н. профессор Ковалев В.П., к. пед. н. доцент Арестова В.Ю., к. пед. н. доцент Бычков В.И., к. пед. н. доцент Горбунова Т.В., к. филол. н. доцент Кузнецова И.В., к. филол. н. доцент Михеева С.Л., к. пед. н. доцент Петрова Т.В., к. пед. н. доцент Соколова С.Г., к. пед. н. доцент Терентьева Л.П., к. пед. н. доцент Харитонова Ф.П., специалист по учебно-методической работе Мартынова Н.П.

            Главной задачей кафедры является организация и осуществление на высоком уровне учебной и научно-методической работы по педагогическим дисциплинам, а также методикам русского языка, математики, музыки, изобразительного искусства,  воспитательной работы среди студентов, научных исследований по профилю кафедры, подготовка будущих учителей начальных классов, педагогов-психологов к профессионально-педагогической деятельности на уровне современных требований.

            Кафедра также осуществляет переподготовку кадров по дополнительной профессиональной программе «Теория и методика обучения и воспитания младших школьников» и повышение квалификации учителей начальных классов по программе «Актуальные проблемы обучения и воспитания младших школьников в свете требований ФГОС НОО».

Научно-исследовательская работа на кафедре педагогики и методики начального образования ведется по утвержденной теме «Совершенствование профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов в системе непрерывного образования в свете требований ФГОС ВО и НОО» (код ГРНТИ 14.35.07).

За последние три года результаты научных исследований кафедры представлены в опубликованных 5 монографиях, 17 учебных пособиях, 3 электронных учебных пособиях, 12 учебно-методических пособиях, 5 сборниках научно-методических статей, 152  научных статьях, из которых 20 опубликованы в изданиях, входящих в перечень ВАК, 15 – в зарубежных изданиях              (в том числе 6 – Scopus), 17 – в центральных изданиях и более 100 статей, индексируемых в РИНЦ.

            На кафедре функционирует научная школа под руководством доктора педагогических наук, профессора Ковалева В.П. Проблема исследования научной школы – «Совершенствование подготовки педагогических кадров и управление педагогическими системами в условиях села». В рамках данного исследования в последние годы защитили диссертации аспиранты Дудкина М.В., Родина Е.В., Майорова Н.В., Кротова О.В., Леснов А.А., Журавлева А.С., Игнатьева Т.С.

            Ранее при кафедре действовали аспирантура и докторантура под научным руководством докторов педагогических наук Максимова В.Г. и Ковалева В.П.  Завершили аспирантуру с защитой диссертации 56 человек, а докторантуру с защитой докторских диссертаций – 3 человека.

            Ежегодно кафедрой проводятся научно-практические конференции различного (республиканского, всероссийского и международного) уровня, где принимают активное участие ученые, преподаватели вузов, практикующие учителя, психологи, студенты из разных регионов страны и зарубежья.

  Кафедра ПиМНО сотрудничает с Министерством образования и молодежной политики Чувашской Республики, городскими общеобразовательными учреждениями республики (общеобразовательные школы №№ 1, 2, 6, 10, 18, 27, 39, 45, 54, 59, 61 г. Чебоксары) и сельскими – МБОУ «Анат-Кинярская СОШ», «Абашевская СОШ», «Сятра-Хочехматская СОШ» Чебоксарского района, МБОУ «Калайкасинская СОШ» Моргаушского района, сотрудничает с Канашским педагогическим колледжем и др.

Это сотрудничество способствует совершенствованию подготовки будущих учителей к профессиональной деятельности, изучению опыта работы учителей, руководителей, повышению эффективности исследовательской работы в общеобразовательных школах и вовлечению педагогических кадров учреждений системы образования в научно-исследовательскую деятельность и повышению качества производственной (педагогической) практики студентов.

Основные публикации кафедры за последние 3 года:

– монографии

Ковалев В.П., Леснов А.А. Формирование у будущих учителей начальных классов компетентности в области воспитательной работы в детском оздоровительном лагере. – Чебоксары : Новое время, 2015. – 116 с.;

Ковалев В.П., Дудкина М.В., Горбунова Т.В. Развитие общей культуры у будущих социальных педагогов во внеаудиторной деятельности. – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2015. – 160 с.;

Ковалев В.П., Жукова О.В. Подготовка будущих учителей начальных классов к нравственному воспитанию учащихся средствами предмета «Литературное чтение». – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2016. – 104 с.;

Ковалев В.П., Журавлева А.С. Формирование готовности бакалавра профиля «Начальное образование» к работе в инновационном общеобразовательном учреждении. – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2017. – 148 с.;

            Кузнецова И.В. Персонажи Библии в славянских устойчивых сравнениях. – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2017. – 212 с.

– учебные пособия

Ковалев В.П., Леснов А.А. Организация воспитательной работы в детском оздоровительном лагере. – Чебоксары : Новое время, 2015. – 100 с.;

Бычков В.И. Русский язык и культура речи : эл. учеб. пос. – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2015;

Михеева С.Л. Современный русский язык. Синтаксис простого предложения. – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2015 – 156 с.;

Арестова В.Ю. Музыкально-эстетическая культура. –  Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2016. –  170 с.;

Бычков В.И. Альтернативные системы обучения русскому языку в начальной школе. –  Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2016. – 82 с.;

Бычков В.И. Творческая работа на уроках русского языка в начальной школе. – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2016. – 86 с.;

Горбунова Т.В. Коммуникативная компетентность специалиста. – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2016. – 141 с.;

Ковалев В.П. Основы управления образовательными системами. – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2016. – 130 с.;

Терентьева Л.П., Архипова С.Е. Развитие вычислительной культуры будущего учителя начальных классов. – Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2016. –  45 с.;

Харитонова Ф.П. Организация этнопедагогической деятельности педагогов в поликультурной среде. –  Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2016. – 78 с.;

Бычков В.И.Теория и технология обучения русскому языку  в начальной школе. – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2017. – 196 с.

Петрова Т.В. Педагогические технологии начальной школы. –  Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2017. – 110 с.

Петрова Т.В. Дефектология в структурно-логических схемах. –  Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2017. – 60 с.

Горбунова Т.В. Управление образовательными проектами. –  Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2017. – 90 с.

Терентьева Л.П. Курс лекций по методике преподавания математики в начальных классах. – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2017

Михеева С.Л., Кузнецова И.В. Проектная деятельность в начальной школе. –  Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2017. – 81 с.

Соколова С.Г.Изобразительные техники, активизирующие творчество обучающихся. –  Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2017. – 66 с.

– электронные учебные пособия

Бычков В.И.Русский язык и культура речи [Электронное учебное пособие];

Терентьева Л.П.  Теория и методика преподавания математики в начальных классах [Электронное учебное пособие].

– учебно-методические пособия

            Соколова С.Г.Технология декоративного рисования на основе чувашского народного декоративно-прикладного искусства. – Чебоксары : БОУ ВПО «ЧГИКИ» Минкультуры Чувашии, 2015. –  80 с.;

         Бычков В.И., Рыбакова А.В. Методические указания к учебнику «Русский язык» для 4 класса чувашской школы. – Чебоксары : Издательский центр Чувашского республиканского института образования, 2015. – 124 с.;

         Бычков В.И., Рыбакова А.В., Беляева З.М. Программа по русскому языку для 1-4 классов общеобразовательных школ Чувашской Республики с родным (нерусским) языком обучения. – Чебоксары : Издательский центр Чувашского республиканского института образования, 2015. – 112 с.;

         Терентьева Л.П. Программное обеспечение компьютера : руководство к выполнению лабораторных работ. – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2015. –  94 с.;

         Лаврентьева Э.И. Контрольные и самостоятельные работы по методике обучения русскому языку в начальных классах. – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2015. – 34 с.;

         Соколова С.Г.Технология чувашской вышивки. – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2016. – 55 с.;

         Терентьева Л.П. Программирование: руководство к выполнению лабораторных работ. – Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2016. – 53 с.;

          Лаврентьева Э.И. Методика обучения русскому языку в начальных классах: задания к лабораторным работам. – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2016. – 64 с.;

         Михеева С.Л. Современный русский язык. Морфология: сб. упражнений. –Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2016. – 175 с.;

Горбунова Т.В. Коммуникативная компетентность специалиста. – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2017. – 44 с.

Кузнецова И.В., Михеева С.Л. Трудные случаи морфологии: омонимия частей речи (материалы для самостоятельной работы). – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2017. – 52 с.

Лаврентьева Э.И. Индивидуальная музыкальная подготовка будущих учителей начальных классов: лабораторные занятия. – Чебоксары : Чуваш. го. пед. ун-т, 2017. –  50 с.

– сборники научно-методических статей

Ковалев В.П., Бычков В.И. Материнская педагогика. – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2015. – 174 с.;

Михеева С.Л. Система современного образования: традиции и инновации. Выпуск 3. Вопросы педагогики и психологии в исследованиях студентов. – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2015 – 130 с.;

Ковалев В.П., Григорьевская М.Ю., Бычков В.И. Взаимодействие семьи и школы по духовно-нравственному воспитанию обучающихся. – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2016. – 298 с.

Горбунова Т.В., Ковалев В.П. Теория и практика организации учебно-воспитательного процесса в сельской школе. – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2016. – 127 с.

Ковалев В.П., Бычков В.И. Актуальные проблемы организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе. – Чебоксары : Чуваш.гос. пед. ун-т, 2017. – 160 с.

 

 

 

ЧГПУ им. И.Я.Яковлева
Министерство образования и науки
Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики