Кафедра педагогики и методики начального образования

Кафедра педагогики начального образования открыта в 1977 г. Заведующими кафедрами работали: кандидаты педагогических наук, доценты Д.С. Филиппова, В.Т. Сейфуллин, В.Н. Николаев, доктора педагогических наук, профессора Е.В. Васильев, В.Г. Максимов. С января 2012 года – доктор педагогических наук, профессор В.П. Ковалев.

Кафедра свою деятельность начала в составе четырех преподавателей (Д.С. Филиппова – канд. пед. наук, доцент, Д.Е. Егоров – канд. пед. наук, доцент, И.В. Савинов  – доцент и  В.Т. Сейфуллин – канд. пед. наук, доцент).

            В феврале 2015 года кафедра педагогики начального образования переименована на кафедру педагогики и методики начального образования.

В настоящее время на кафедре работают: 1  доктор педагогических наук, профессор Ковалев В.П.; кандидаты наук, доценты Арестова В.Ю., Архипова С.Е., Бычков В.И., Горбунова Т.В., Кузнецова И.В., Лаврентьева Э.И., Михеева С.Л., Петрова Т.В., Соколова С.Г., Терентьева Л.П., Харитонова Ф.П.; специалист по учебно-методической работе Мартынова Н.П.

            В 1995 г. при кафедре открыта аспирантура и докторантура по специальностям: 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования, 13.00.08 - теория и методика профессионального образования.

            Завершили аспирантуру с защитой диссертации 51 человек и докторантуру с защитой докторских диссертаций 3 человека.

            Главной задачей кафедры является организация и осуществление на высоком уровне учебной и научно-методической работы по педагогическим дисциплинам, а также методикам музыкального, трудового воспитания и изобразительного искусства младших школьников, воспитательной работы среди студентов, научных исследований по профилю кафедры, подготовка будущих учителей начальных классов, педагогов-психологов на уровне современных  требований рыночной экономики страны к профессионально-педагогической деятельности и дальнейшему повышению квалификации.

            Научно-исследовательская работа на кафедре педагогики и методики начального образования ведется по утвержденной теме «Совершенствование профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов в системе непрерывного образования в свете требований ФГОС ВПО и НОО». Код ГРНТИ 14.35.07. В исследовании данной проблемы участвуют один доктор наук – Ковалев В.П.; кандидаты наук, доценты Арестова В.Ю., Архипова С.Е., Бычков В.И., Горбунова Т.В., Кузнецова И.В., Лаврентьева Э.И., Михеева С.Л., Петрова Т.В., Соколова С.Г., Терентьева Л.П., Харитонова Ф.П.

            На кафедре функционируют научная школа под руководством доктора педагогических наук, профессора Ковалева В.П. Проблема исследования научной школы «Совершенствование подготовки педагогических кадров и управление педагогическими системами в условиях села». В последние три  года защитили диссертации – Дудкина М.В., Родина Е.В., Майорова Н.В.,  Кротова О.В.,  Леснов А.А., Журавлева А.С., Игнатьева Т.С.

            Ежегодно кафедрой проводятся научно-практические конференции, где принимаю активное участие не только преподаватели вузов, но и учителя начальных классов Чувашской Республики.

Преподавателями кафедры ежегодно оформляются заявки на соискание различных научных грантов.

На кафедре работают научно-исследовательская лаборатория по проблеме  «Психолого-педагогическое и социальное сопровождение субъектов воспитания по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних».

Кафедра ПНО сотрудничает с Министерством образования и молодежной политики Чувашской Республики, городскими общеобразовательными учреждениями республики (общеобразовательные школы №№ 1, 2, 6, 18, 27, 54, 59 г. Чебоксары) и сельскими – МБОУ «Анат-Кинярская СОШ» Чебоксарского района, МБОУ «Калайкасинская СОШ» Моргаушского района, сотрудничает с Канашским педагогическим колледжем. Это сотрудничество связано с повышением эффективности исследовательской работы в общеобразовательных школах и подготовкой научно-педагогических кадров из числа молодых преподавателей.

Преподавателями кафедры за последний год изданы:

– монографии

Ковалев В.П., Леснов А.А. Формирование у будущих учителей начальных классов компетентности           в области воспитательной работы в детском оздоровительном лагере. – Чебоксары : Новое время, 2015. – 116 с.;

Ковалев В.П., Дудкина М.В., Горбунова Т.В. Развитие общей культуры у будущих социальных педагогов во внеаудиторной деятельности. – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2015. – 160 с.;

Ковалев В.П. Григорьевская М.Ю., Горбунова Т.В., Петрова И.Н., Леснов А.А.,. Григорьевский Ю.Н. Деятельность работников общеобразовательной школы по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних : монография / М. Ю. Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2015. – 243 с.

Русские устойчивые сравнения с семантикой ‘совсем не нужен’ и ‘очень нужен’/ науч. ред. Кузнецова И.В. – Устойчивые сравнения в системе фразеологии. Коллективная монография. – Санкт-Петербург ; Greifswald : Ernst Moritz Arndt Universität Greifswald. Institut für Slawistik, 2016. – S. 90–100.

– учебные пособия

Ковалев В.П., Леснов А.А. Организация воспитательной работы в детском оздоровительном лагере. – Чебоксары : Новое время, 2015. – 100 с.;

Бычков В.И. Русский язык и культура речи : эл. учеб. пос. – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2015;

Михеева С.Л. Современный русский язык. Синтаксис простого предложения. – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2015 – 156 с.

– учебно-методические пособия

Соколова С.Г.Технология декоративного рисования на основе чувашского народного декоративно-прикладного искусства. – Чебоксары : БОУ ВПО «ЧГИКИ» Минкультуры Чувашии, 2015. –  80 с.;

Бычков В.И., Рыбакова А.В. Методические указания к учебнику «Русский язык» для 4 класса чувашской школы. – Чебоксары : Издательский центр Чувашского республиканского института образования, 2015. – 124 с.;

Бычков В.И., Рыбакова А.В., Беляева З.М. Программа по русскому языку для 1-4 классов общеобразовательных школ Чувашской Республики с родным (нерусским) языком обучения. – Чебоксары : Издательский центр Чувашского республиканского института образования, 2015. – 112 с.;

Терентьева Л.П. Программное обеспечение компьютера : руководство к выполнению лабораторных работ. – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2015. –  94 с.;

Лаврентьева Э.И. Контрольные и самостоятельные работы по методике обучения русскому языку в начальных классах. – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2015. – 34 с.;

– сборники научных статей

Ковалев В.П., Бычков В.И. Материнская педагогика. – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2015. – 174 с.;

Михеева С.Л. Система современного образования: традиции и инновации. Выпуск 3. Вопросы педагогики и психологии в исследованиях студентов. – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2015 – 130 с.;

Ковалев В.П., Григорьевская М.Ю., Бычков В.И. Взаимодействие семьи и школы по духовно-нравственному воспитанию обучающихся. – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2016. – 298 с.

– статьи ВАК

Ковалев В.П., Иванова Т.А. Формирование исследовательской компетентности у будущих бакалавров по направлению подготовки «Педагогическое образование» (Профили «Химия» и «Биология»). –

Вестник ЧГПУ им. И. Я. Яковлева. – 2015. – № 2 (86). – С. 149–153;

Ковалев В.П., Иванова Т.А. Педагогические условия, обеспечивающие эффективность формирования исследовательской компетентности у будущих учителей химии. – Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 5; URL: http://www.science-education.ru/128-21926;

Ковалев В.П., Леснов А.А., Корочкова Н.Н. Работа администрации образовательной школы по повышению профессиональной компетентности и формированию управленческой готовности учителя начальных классов в условиях введения ФГОС НОО. – Современные проблемы науки и образования. –  2015. – № 3;

URL:  http://www.science-education.ru/123-17372;

Ковалев В.П., Журавлева А.С. Специфика и принципы работы инновационных общеобразовательных учреждений. – Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3;

URL:  http://www.science-education.ru/123-19238;

Кузнецова И.В.Иисус Христос в устойчивых сравнениях славян. – Сибирский филологический журнал. – 2015. – № 3. – С. 232–240;

Горбунова Т.В. Преемственность теоретической и практической подготовки будущих социальных педагогов для работы в условиях сельского социума. – Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6; URL: http://www.science-education.ru/130-23496;

Лаврентьева Э.И., Соколова С.Г. К вопросу о взаимосвязанном обучении русскому и родному языкам в  условиях двуязыч Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6; URL: http://www.science-education.ru/130-23693;

Бычков В.И. Типичные ошибки учащихся-чувашей в употреблении предложных конструкций русского языка. – В мире научных открытий. – 2015. – № 9 (2). –                  С. 434–440;

Арестова В.Ю. Подготовка педагогов к этнотеатральной деятельности как условие этнокультурного воспитания сельских школьников. – Вестник ЧГПУ им. И. Я. Яковлева. – 2015. – № 4. – С. 100–105;

Михеева С.Л.,  Признак, обусловливающий действие: о роли прилагательного в высказывании. – Научный диалог. – 2015. –  № 12 (48). – С. 120–131; URL: http://www.nauka-dialog.ru

– статьи, опубликованные в зарубежных и  центральных издательствах:

ЧеверикинаЕ.А., ВасюкхноИ.О., СяфетдиноваФ.З., МокееваЕ.В., ЮсуповаВ.С., ЧукмареваЛ.Ф., КовалевВ.П.Mental States Peculiarities of Students Proclivity for Drug Addiction. – Mediterranean Journal of Social Sciences MCSER Publishing, Rome-Italy // Vol 6, No. 2 S3,  April 2015. – Special Issure Table of Contents PDF 9–15;

ХаритоновМ.Г., НикитинГ.А., ХаритоноваФ.П., КожановаМ.Б., КовалевВ.П.,ГорбуноваТ.В., ПетроваИ.Н. Formation of the Education Subjects’ Technological Culture Based on the Ethnoaesthetic Values. – Mediterranean Journal of Social Sciences MCSER Publishing, Rome-Italy //  Vol. 6, No. 2 S3, April 2015 – Special Issure Table of Contents PDF 105-112;

Кузнецова И.В. Иисус Христос в устойчивых сравнениях христиан. – Studia Slavica. Vol. 60, Number 1 June 2015. – Budapest : Akadémiai Kiadó, 2015. – P. 65–78;

Кузнецова И.В. Персонажи Библии в словацких сравнениях (на фоне других языков. – Studia Slavica. Сер. : Гуманитарные науки, социальные науки и юриспруденция. Vol. 61, Number 1. – Budapest : Akadémiai Kiadó, 2016. – P. 1–24

Кузнецова И.В. Русские устойчивые сравнения библейского происхождения: прошлое и настоящее. – Вестник факультета русского языка и литературы Университета китайской культуры. Вып. 16. – Тайбэй (Тайвань), 2015. – С. 73–90;

Кузнецова И.В. Русские сравнения с персонажами Библии в идеографическом словаре. – Славянская фразеология. Проблемы и перспективы. – München ; Berlin : Sagner Verlag, 2016. – S. 118–128;

Кузнецова И.В. Русские и чувашские устойчивые сравнения в сопоставительном аспекте. – Устойчивые сравнения в системе фразеологии. Коллективная монография. – Санкт-Петербург ; Greifswald : Ernst Moritz Arndt Universität Greifswald. Institut für Slawistik, 2016. – S. 190–197;

Соколова С.Г. Проблемы развития национального образования. – Менеджмент в XXI столетии: методология и практика : материалы III Международной науч.-практ конф. – Полтава : ПП «Астрая», 2015. – С 407–409;

Бычков В.И. Активные и интерактивные методы обучения служебным словам русского языка в чувашской школе. – Стратегии развития методики преподавания русского языка в условиях реализации современных образовательных стандартов : коллективная монография. – Москва :  Форум, 2015. – С. 334–340;

Бычков В.И. Трудности учащихся чувашских школ при изучении частиц русского языка. – Концепт: Современные проблемы развития русского языка. – 2015 - ART 95271. - URL: http://e-koncept.ru/teleconf/95271.html - ISSN 2304-120X;

Харитонова Ф.П.  Профессиональная подготовка педагога к педагогической деятельности в поликультурном образовательном пространстве: этнопедагогический подход. – Профессионализм педагога : компетентностный подход в образовании. – Москва : МАНПО. – Ярославль : Ремдер, 2015. – С. 143–147;

Петрова Т.В., Иванова М.Ю. Причинно-следственные связи влияния детско-родительских отношений  на развитие личности подростка. – Наука сегодня: теоретические и практические аспекты : материалы Международная науч.-практ. конф. – Москва : Издательство «Перо», 2015. – С. 400–414. – Режим доступа к сб. науч. тр. : http : // olimpiks.ru / arhiv-konferenciy

 

ЧГПУ им. И.Я.Яковлева
Министерство образования и науки
Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики