Версия для слабовидящих

Преподаватели кафедры ПиМНО

АРЕСТОВА ВЕРОНИКА ЮРЬЕВНА

Кандидат педагогических наук (2004), доцент (2005). 

Окончила музыкальное отделение Канашского пе­дагогического училища (1984), музыкально-педагогический факультет ЧГПИ им. И.Я. Яковлева (1990), аспирантуру при ЧГПУ им. И.Я. Яковлева (2004).

Работала учителем музыки Ядринской средней школы, преподавателем Ядринской школы искусств, методистом по музыке Чебоксарского национального лицея-интерната им. Г.Лебедева. С 2001 работала преподавателем методики музыкального воспитания на кафедре педагогики начального образования, с 2014 г. переведена на должность научного сотрудника кафедры педагогики и методики начального образования.

Основные направления научной деятельности – музыкально-педагогическая подготовка будущих учителей, этнокультура в современной системе образования.

Награды: Почетная грамота Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики (2013).

Сочинения: Этнотеатральные формы взаимодействия детей и взрослых в микросоциуме сельской школы: монография. Чебоксары, 2012; Теория и методика музыкального воспитания: учебное пособие. Чебоксары, 2013; Фольклорный театр в школе: учебное пособие. Чебоксары, 2014; Музыкально-эстетическая культура: учебное пособие. Чебоксары, 2016.

 

 

БЫЧКОВ ВЕНИАМИН ИВАНОВИЧ

Кандидат педагогических наук (2000), доцент (2004).

Окончил с отличием филологический факультет ЧГПИ им. И.Я. Яковлева (1995), аспирантуру по специальности «Теория и методика обучения русскому языку» ЧГПУ им. И.Я. Яковлева (1999).

С 1995 по 2000 работал преподавателем кафедры русского языка и методики его преподавания в начальных классах психолого-педагогического факультета ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, с 2001 по 2009 возглавлял названную кафедру, с 2012 по 2015 руководил кафедрой методики начального образования, с 2018 руководит кафедрой педагогики и методики начального образования.

Основное направление исследований – функционирование служебных слов русского языка в тексте и методика их изучения в чувашской школе.

Является одним из авторов учебно-методического комплекта по русскому языку для начальной чувашской школы.

Награды: Почетные грамоты ЧГПУ им. И.Я. Яковлева (1997, 2001, 2011, 2012), Почетная грамота Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики (2010), Почетная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации (2016).

Сочинения: Союзы русского языка: теория и практика их изучения в чувашской школе: монография / под ред. проф. Г.А. Анисимова. Чебоксары, 2002; Русский язык: учебники для 2,3,4 классов чувашской школы. Чебоксары, 2008, 2009, 2010, 2014; Русский язык и культура речи: учебное пособие. Чебоксары, 2013 (гриф УМО РФ), всего более 100 работ.

Литература: Моргаушский район. Краткая энциклопедия. Чебоксары: Чувашское кн. изд-во, 2002. С. 43; Егоров Д.Е., Гаврилова Н.Г. Ученые-педагоги Чувашии и их вклад в развитие просвещения и педагогической науки. Чебоксары, 2011. С. 110-111.

 

ГОРБУНОВА ТАТЬЯНА ВАЛЕРЬЕВНА

Кандидат педагогических наук (2005), доцент (2011).

Окончила музыкально-педагогическое отделение Канашского педагогического колледжа (1997), психолого-педагогический факультет (2001), аспирантуру (2005), докторантуру ЧГПУ им. И.Я. Яковлева (2014).

Работала методистом отдела аспирантуры ЧГПУ им. И.Я. Яковлева (2001–2002). С 2004 – преподаватель, с 2005 – старший преподаватель, с 2010 – доцент кафедры психологии и социальной педагогики, с 2017 – доцент кафедры педагогики и методики начального образования.

Область научных интересов – управление социальной и психолого-педагогической деятельностью в образовании.

Награды: Почетная грамота ЧГПУ им. И.Я. Яковлева (2011).

Сочинения: Социальный педагог в сельском социуме: учебно-методическое пособие. Чебоксары, 2011; Социально-педагогическое проектирование: учебное пособие / Т.В. Романова, Т.В. Горбунова. Чебоксары, 2014; Развитие общей культуры у будущих социальных педагогов во внеаудиторной деятельности: монография / В.П. Ковалев, М.В. Дудкина, Т.В. Горбунова. Чебоксары, 2015; Коммуникативная компетентность специалиста: учебное пособие. Чебоксары, 2016; Управление образовательными проектами: учебное пособие. Чебоксары, 2017.

 

КОВАЛЕВ ВАСИЛИЙ ПЕТРОВИЧ

Доктор педагогических наук (1999), профессор (2000).

Окончил школьное отделение Канашского педучилища (1963), биологический факультет ЧГПИ им. И.Я. Яковлева (1970).

1967-1978 – учитель биологии  и зам. директора по воспитательной работе в Чебоксарской школе-интернате № 2, 1979-1984 – зав. Московским районным отделом народного образования, 1984-1989 – проректор по научно-методической работе Чувашского ИУУ.

1994-2005 – декан психолого-педагогического факультета; 2011-2014 – зав. кафедрой педагогики начального образования; 2015-2017 – зав. кафедрой педагогики и методики начального образования; член диссертационного совета при ЧГПУ им. И.Я. Яковлева; эксперт по проведению аккредитационной экспертизы в учреждениях образования ЧР.

Области научных исследований – теория и методика профессионального образования, общая педагогика, история педагогики и образования. Является руководителем научно-педагогической школы «Подготовка педагогических кадров и  управление педагогическими системами в условиях села». Подготовил 21 кандидата педагогических наук.

Заслуженный учитель Чувашской Республики (1997). Почетный работник высшего профессионального образования (2002).

Награды: знак «Отличник народного просвещения» (1983), медаль «Ветеран труда».

Сочинения: Социально-педагогические условия послевузовского становления учителя начальных классов сельской малокомплектной школы // Гуманитарные науки и образование. 2013. № 3(15); Педагогические условия обеспечения эффективности учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе. Алматы, 2014;  Формирование у будущих учителей начальных классов компетентности в области воспитательной работы в детском оздоровительном лагере: монография / В. П. Ковалев, А. А. Леснов. Чебоксары, 2015; Развитие общей культуры у будущих социальных педагогов во внеаудиторной деятельности: монография / В. П. Ковалев, М. В. Дудкина, Т. В. Горбунова. Чебоксары, 2015; Основы управления образовательными системами. Чебоксары, 2016; Подготовка будущих учителей начальных классов к нравственному воспитанию учащихся средствами предмета «Литературное чтение»: монография /  В. П. Ковалев, О. В. Жукова. Чебоксары, 2016; Формирование готовности бакалавра профиля «Начальное образование» к работе в инновационном общеобразовательном учреждении: монография / В. П. Ковалев,   А. С. Журавлева. Чебоксары, 2017.

 

КУЗНЕЦОВА ИРИНА ВЛАДИМИРОВНА

Кандидат филологических наук (1995), доцент (1999).

С 1984 г. работала в ЧГУ им. И.Н. Ульянова на подготовительном отделении, с 1988 г. – в ЧГПУ им. И.Я. Яковлева; в 1992–1995 – в Центре русского языка и культуры (Санкт-Петербургский госуниверситет).

Окончила аспирантуру и докторантуру в СПбГУ, работает над докторской диссертацией.

Направление научно-исследовательской работы – сопоставительная фразеология славянских языков.

Включена в библиографический указатель А. Ιвченко “Ιсторія та этимологія української фразеології” (Харьків, 1996). Предложенные ею этимологии включены в книгу Бириха  А.К., Мокиенко В.М., Степановой Л.С. «Русская фразеология. Историко-этимологический словарь» (М., 2005).

Награды: Почетные грамоты ЧГПУ им. И.Я. Яковлева (2005, 2011), Почетная грамота Министерства образования ЧР (2012).

Сочинения: Русские устойчивые сравнения: идеография, ареалы, этимология: спецсеминар по фразеологии (учебно-методическое пособие). Чебоксары, 1998; Материалы к практическим занятиям по фонетике, орфоэпии, графике и орфографии (в 2-х ч.). Чебоксары, 2003; Контрольная работа по фонетике, графике и орфографии русского языка: вспомогательные материалы (для бакалавров заочного отделения психолого-педагогического факультета). Чебоксары, 2014; Персонажи Библии в славянских устойчивых сравнениях: монография. Чебоксары, 2017; Трудные случаи морфологии: омонимия частей речи (материалы для самостоятельной работы) / И. В. Кузнецова, С. Л. Михеева. Чебоксары, 2017; Проектная деятельность в начальной школе: учебное пособие / С. Л. Михеева, И. В. Кузнецова. Чебоксары, 2017; Обрядовый фольклор как источник славянских устойчивых сравнений // Phraseologie und Folklore : Ihre linguokulturelle und le-xikografische Beschreibung. Kollektivmonografie. Фольклорная фразеология : проблемы лингвокультурологического и лексикографического описания. Коллективная монография. Greifswald : Ernst-Moritz-Arndt-Universität. Institut für Slawistik, 2018.

Статьи (140)  опубликованы в России (в т. ч. в изданиях ВАК, РАН) и за рубежом: в Белоруссии, Болгарии, Венгрии, Германии, Казахстане, Польше, Сербии, Словакии, Тайване, Украине, Хорватии, Чехии  (в т. ч. в изданиях Чешской АН, Skopus).

 

 МИХЕЕВА СВЕТЛАНА ЛЬВОВНА

Кандидат филологических наук (2005), доцент (2010).

Окончила с отличием филологический факультет ЧГПИ им. И.Я. Яковлева (1994), аспирантуру при кафедре русского языка РГПУ им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург (2002). С 1994 работает на кафедре русского языка и методики его преподавания в начальных классах психолого-педагогического факультета ЧГПУ им. И.Я. Яковлева.

Основное направление исследований – функциональная грамматика, лингвистика текста.

Награды: Почетные грамоты ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, Почетная грамота Министерства образования и молодежной политики ЧР (2013).

Сочинения: Семантика временного порядка в повествовательном тексте: монография. Чебоксары, 2007; Семантика времени в терминах функциональной грамматики : учебный словарь. Чебоксары, 2010; Современный русский язык. Синтаксис простого предложения: учебное пособие. Чебоксары, 2015; Современный русский язык. Морфология: сборник упражнений. Чебоксары, 2016;  Проектная деятельность в начальной школе: учебное пособие / С. Л. Михеева, И. В. Кузнецова. Чебоксары, 2017; Трудные случаи морфологии: омонимия частей речи (материалы для самостоятельной работы) / И. В. Кузнецова, С. Л. Михеева. Чебоксары, 2017.

 

ПЕТРОВА ТАТЬЯНА ВАДИМОВНА

Кандидат педагогических наук (2008), доцент (2011).

Окончила психолого-педагогический факультет (2002), аспирантуру при кафедре педагогики начального образования ЧГПУ им. И. Я. Яковлева (2007).

С 2005 года работает преподавателем кафедры педагогики начального образования ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, с 2008 года – ст. преподавателем, а с 2011 года – доцентом.

Область научных интересов – выявление сущности причинно-следственных связей в педагогических явлениях и закономерных причинно-следственных связей в нравственном воспитании школьников.

Награды: Почетная грамота ЧГПУ им. И.Я. Яковлева (2011).

Сочинения: Нормативно-правовое обеспечение образования в структурно-логических схемах: учебное пособие. Чебоксары, 2011; Начальное общее образование: федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения: учебное пособие. Чебоксары, 2011; Педагогические технологии начальной школы: учебное пособие. Чебоксары, 2017; Дефектология в структурно-логических схемах: учебное пособие. Чебоксары, 2017.

 

СОКОЛОВА СВЕТЛАНА ГЕОРГИЕВНА

Кандидат педагогических наук (2002), доцент (2006).

Окончила художественно-графический факультет ЧГПИ им. И.Я. Яковлева (1986), аспирантуру при кафедре педагогики начального образования (2002).

В 1986-1991 – учитель начальных классов в средней школе № 18                  г. Чебоксары. 1991-2009 – преподаватель, ст. преподаватель, доцент кафедры методики начального обучения. С 2009 года по настоящее время – доцент кафедры педагогики и методики начального образования ЧГПУ им. И.Я. Яковлева.

Область научных интересов – проблема совершенствования подготовки учителя начальных классов к преподаванию изобразительного искусства.

Награды: Почётная грамота Министерства образования Чувашской Республики (2000), за долголетний труд занесена на Доску почёта ЧГПУ им. И.Я. Яковлева (2003), Почетная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации (2015).

Сочинения: Методика преподавания изобразительного искусства: учебно-методическое пособие: в 2 ч. Ч 1. 2-е изд., перераб. Чебоксары, 2014. (гриф МОиМП ЧР); Методические основы уроков декоративного рисования с использованием чувашского народного декоративно-прикладного искусства: учебное пособие. Чебоксары, 2014. (гриф МОиМП ЧР); Технология декоративного рисования на основе чувашского народного декоративно-прикладного искусства: учебно-методическое пособие. Чебоксары, 2015. (гриф МОи МП ЧР); Технология чувашской вышивки: учебно-методическое пособие. Чебоксары, 2016. (гриф МОиМП ЧР); Изобразительные техники, активизирующие творчество обучающихся: учебное пособие. Чебоксары, 2017.

 

ТЕРЕНТЬЕВА ЛАРИСА ПАВЛОВНА

Кандидат педагогических наук (2000), доцент (2006).

В 1992 окончила физико-математический факультет ЧГПИ им. И.Я. Яковлева, 11 лет проработала учителем начальных классов в средней школе № 59 г. Чебоксары. В это же время по совместительству работала в пединституте на кафедре методики начального обучения и заочно обучалась в аспирантуре ЧГУ им. И.Н. Ульянова при кафедре педагогики и психологии. В 2000 защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата педагогических наук на тему «Интеллектуальное развитие младшего школьника в процессе обучения».

В 2002 переведена ЧГПУ им. И.Я. Яковлева на должность ст. преподавателя кафедры методики начального обучения. В 2006 была избрана на должность доцента.

Награды: Почетная грамота Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики (2011), Почетная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации (2017).

Сочинения: Интеллектуальное развитие младших школьников в процессе обучения: монография. Чебоксары, 2004; Методика преподавания математики в средней школе. Общая методика: учебное пособие. Чебоксары, 2009 (в соавторстве) (гриф МО и Н РФ; гриф УМС по математике и механике УМО по классическому университетскому образованию РФ); Теория и методика преподавания математики в начальных классах [Электронное учебное пособие]. Чебоксары, 2017;Курс лекций по методике преподавания математики в начальных классах: учебное пособие. Чебоксары, 2017, всего более 100 научных работ.

 

Харитонова Фаина Петровна

Кандидат педагогических наук (1990), доцент (1999).

Окончила ЧГПИ им. И.Я. Яковлева (1983), аспирантуру КГПИ (1989), докторантуру МПГУ (2013). 

Работала учительницей биологии и химии в Среднекибечской средней школе Канашского района, в средней школе № 20 г. Чебоксары, методистом станции юных натуралистов Министерства просвещения  ЧР. С 1989 работает в ЧГПУ им. И.Я. Яковлева.

Занимается исследованием проблем формирования этнопедагогической компетентности педагога в поликультурном образовательном пространстве региона.

Член-корреспондент МАНПО (2010).

Награды: Почетная грамота Министерства образования и молодежной политики ЧР (2014).

Сочинения: Этнопедагогика. Чебоксары, 2011; Профессиональная подготовка педагога к этнопедагогической деятельности в поликультурной среде: монография.  Чебоксары, 2012; Организация этнопедагогической деятельности педагогов в поликультурной среде: учебное пособие.  Чебоксары, 2016; Совершенствование профессиональной подготовки педагогов к этнопедагогической деятельности в поликультурной среде // Профессионализм педагога: сущность, содержание, перспективы развития.  Москва, 2017.

ЧГПУ им. И.Я.Яковлева
Министерство образования и науки
Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики