Версия для слабовидящих

Шаблоны Joomla 3 здесь: http://www.joomla3x.ru/joomla3-templates.html

 

 

 

ХАРИТОНОВ МИХАИЛ ГРИГОРЬЕВИЧ

08.11.1963,

с. Малые Кибечи Канашского района Чувашской АССР

Доктор педагогических наук (1999), профессор (2001).

Окончил МГПИ им. В.И. Ленина (1990), МГУ им. М.В. Ломоносова (1993), аспирантуру (1993) и докторантуру МПГУ (1999).

Работал старшим преподавателем (1990-1993), доцентом (1994-1999), профессором (2001) кафедры педагогики начального образования, зав. кафедрой психологии и социальной педагогики (2003-2010) ЧГПУ им И.Я. Яковлева. С 2011 – декан психолого-педагогического факультета.

Основатель научно-педагогической школы «Этнопедагогическое образование учителей».

Преподаваемые дисциплины: «Этнопсихология», «Методология и методы социально-педагогических исследований», «Управление современной образовательной организацией», «Менеджмент в учреждениях образования и социального обслуживания», «Методология магистерского диссертационного исследования», «Психолого-педагогические исследования в области профилактики девиантного поведения».

Область научных интересов – этнопедагогическая подготовка учителей начальных классов национальной школы, формирование этнопедагогической культуры у будущих учителей. Под его руководством защищены 19 кандидатских диссертаций. Является руководителем научно-педагогической школы «Этнопедагогическое образование учителей национальной школы».

Почётное звание: Заслуженный работник образования Чувашской Республики (2011).

Награды: Почетные грамоты Министерства образования и молодежной политики ЧР (2005), Министерства культуры ЧР (2008), Благодарность главы Чувашской Республики (2018).

Основные научные труды:

Методология магистерского диссертационного исследования: учебное пособие. Чебоксары, 2016;

Этнопсихология: учебное пособие. – Чебоксары, 2017;

Этническая психология: электронное учебное пособие. – Чебоксары, 2018;

Менеджмент в учреждениях образования и социального обслуживания: учебное пособие. – Чебоксары, 2018;

Этноэстетичность дидактики И.Я. Яковлева в Симбирской чувашской учительской школе: монография. – Чебоксары, 2018;

Управление современной образовательной        организацией: учебное пособие. – Чебоксары, 2019.

Методология и методы психолого-педагогической профилактики девиантного поведения у детей и подростков – Чебоксары, 2020.

Культурно-исторический и деятельностный подход в образовании – Чебоксары, 2021.

Психолого-педагогические исследования в области профилактики девиантного поведения – Чебоксары, 2022.

Менеджмент в социально-педагогической деятельности: учебное пособие. 2023.

 

 

ИВАНОВА ИРАИДА ПАВЛОВНА

17.10.1961

с. Ачакасы Канашского района Чувашской АССР

Кандидат педагогических наук (1994),  доцент (1999).

Окончила филологический факультет ЧГПИ им. И.Я. Яковлева (1983), факультет начальных классов того же вуза (1987), МГПУ им. М.А. Шолохова (1997), аспирантуру МПГИ (1994).

Работала в Чиршкасинской  начальной школе (1984-1994). Ст. преподаватель кафедры психологии (1994-1999), доцент кафедры психологии и социальной педагогики (с 2000), зам. декана по воспитательной работе психолого-педагогического факультета ЧГПУ им. И.Я. Яковлева (2000-2011), зав. кафедрой психологии и социальной педагогики (с 2011).

Преподаваемые дисциплины: психология, психология развития и возрастная психология, методика преподавания психологии, социально-педагогическая виктимология, основы реабилитации лиц с девиантным поведением и др.

Область научных интересов – профилактика агрессивного поведения подростков.

Почетное звание: Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации (2010).

Награды: Почетные грамоты Министерства образования ЧР (2002), почетная грамота ЧГПУ им. И.Я. Яковлева (2000, 2001).

Основные научные труды:

Профилактика агрессивного поведения : учебное пособие.  – Чебоксары, 2016;

Адаптация детей к обучению в пятом классе : учебное пособие. – Чебоксары, 2017;

Общая психология : учебное пособие.  – Чебоксары, 2017;

Методика преподавания психологии : учебное пособие. – Чебоксары, 2017;

Акцентуация характера : учебное пособие. – Чебоксары, 2018;

Организация досуга детей и подростков. – Чебоксары, 2019;

Основы реабилитации лиц с девиантным поведением. – Чебоксары, 2020.

Социально-педагогическая виктимология – Чебоксары, 2020.

Психология – Чебоксары, 2021.

Практикум по возрастной психологии – Чебоксары, 2022.

Социально-педагогическая реабилитация детей с девиантным поведением – Чебоксары, 2023

 

 

ГОРБУНОВА ТАТЬЯНА ВАЛЕРЬЕВНА

[11.12.1978, д. Напольное Сюрбеево Комсомольского района Чувашской АССР].

Кандидат педагогических наук (2005), доцент (2011).

Окончила музыкально-педагогическое отделение Канашского педагогического колледжа (1997), психолого-педагогический факультет (2001), аспирантуру (2005), докторантуру ЧГПУ им. И.Я. Яковлева (2014).

 

Работала методистом отдела аспирантуры ЧГПУ им. И.Я. Яковлева (2001–2002). С 2004 – преподаватель, с 2005 – старший преподаватель, с 2010 по 2017 – доцент кафедры психологии и социальной педагогики, с 2017 – доцент кафедры педагогики и методики начального образования, с 2023 – доцент кафедры начального образования.

Область научных интересов – теория и методика профессионального образования, управление образовательными системами.

Награды: Почетная грамота ЧГПУ им. И.Я. Яковлева (2011).

Сочинения: Социальный педагог в сельском социуме: учебно-методическое пособие. Чебоксары, 2011; Социально-педагогическое проектирование: учебное пособие / Т.В. Романова, Т.В. Горбунова. Чебоксары, 2014; Профессиональная подготовка социального педагога  к работе в сельском социуме: монография. Чебоксары, 2015; Коммуникативная компетентность специалиста: учебное пособие. Чебоксары, 2016; Управление образовательными проектами: учебное пособие. Чебоксары, 2017; Мониторинг качества профессиональной деятельности специалиста: учебное пособие.
Чебоксары, 2018; Документационное обеспечение управления образовательной организацией: учебно-методическое пособие. Чебоксары, 2019; Управление методической работой в школе: учебное пособие. Чебоксары, 2019;Методика преподавания предмета «Окружающий мир» в начальной школе: учебное пособие. Чебоксары, 2020;Профессиональная компетентность учителя начальных классов сельской школы: монография. Чебоксары, 2021;Подготовка будущего учителя начальных классов к работе в сельской школе: учебно-методическое пособие. Чебоксары, 2022, всего более 100 научных работ
.

 

КУЗНЕЦОВА ИРИНА ВЛАДИМИРОВНА

[19.03.1961, г. Чебоксары].

Кандидат филологических наук (1995), доцент (1999).

Окончила историко-филологический факультет ЧГУ И.Н. Ульянова (1984), аспирантуру филологического факультета Санкт-Петербургского государственного университета (1995) и докторантуру там же (2000).

 

С 1984 работала преподавателем в ЧГУ им. И.Н. Ульянова на подготовительном отделении. С 1988 работала преподавателем, с 1999 – доцентом на кафедре русского языка и методики его преподавания в начальных классах, с 2009 – доцентом кафедры методики начального образования, с 2015 – доцентом кафедры педагогики и методики начального образования, с 2023 г. – доцентом кафедры начального образования в ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. Во время учебы в аспирантуре в 1992-1995 работала преподавателем кафедры русского языка как иностранного в Центре русского языка и культуры (Санкт-Петербургский госуниверситет).

Направление научно-исследовательской работы – сопоставительная фразеология славянских языков.

Награды: Почетные грамоты ЧГПУ им. И.Я. Яковлева (2005, 2011),
Министерства образования и молодежной политики ЧР (2012), Почетная грамота Министерства просвещения Российской Федерации (2021).

Сочинения: Русские устойчивые сравнения: идеография, ареалы, этимология: спецсеминар по фразеологии (учебно-методическое пособие).
Чебоксары, 1998; Материалы к практическим занятиям по фонетике, орфоэпии, графике и орфографии (в 2-х ч.). Чебоксары, 2003; Контрольная работа по фонетике, графике и орфографии русского языка: вспомогательные материалы (для бакалавров заочного отделения психолого-педагогического факультета). Чебоксары, 2014; Персонажи Библии в славянских устойчивых сравнениях: монография. Чебоксары, 2017; Трудные случаи морфологии: омонимия частей речи (материалы для самостоятельной работы) /
И.В. Кузнецова, С.Л. Михеева. Чебоксары, 2017; Проектная деятельность в начальной школе: учебное пособие / С.Л. Михеева, И.В. Кузнецова. Чебоксары, 2018; Основы фразеологии: учебное пособие, 2019; Основы фразеологии: учебно-методическое пособие. Чебоксары, 2020; Русская фразеология: учебное пособие. Чебоксары, 2021; Синтаксис словосочетания и простого предложения: учебно-методическое пособие. Чебоксары, 2022.

Статьи (190) опубликованы в России (в т. ч. в изданиях ВАК, РАН) и за рубежом: в Белоруссии, Болгарии, Венгрии, Германии, Казахстане, Польше, Сербии, Словакии, Тайване, Украине, Хорватии, Чехии  (в т. ч. в изданиях Чешской АН, Sсopus).

 

МИХЕЕВА СВЕТЛАНА ЛЬВОВНА

[17.06.1972, д. Нискасы Моргаушского района Чувашской АССР].

Кандидат филологических наук (2005), доцент (2010).

Окончила с отличием филологический факультет ЧГПИ им. И.Я. Яковлева (1994), аспирантуру при кафедре русского языка РГПУ им. А.И. Герцена (2002).

 

С 1994 работала преподавателем, с 2002 – старшим преподавателем,               с 2006 – доцентом кафедры русского языка и методики его преподавания в начальных классах, с 2009 – доцентом кафедры методики начального образования, с 2015 – доцентом кафедры педагогики и методики начального образования, с 2023 – доцентом кафедры начального образования. С 2011 по 2017 – зам. декана психолого-педагогического факультета по научной и воспитательной работе. С 2017 – директор научно-исследовательского института этнопедагогики имени академика РАО Г.Н. Волкова ЧГПУ им. И.Я. Яковлева.

Основное направление научных исследований – функциональная грамматика, лингвистика текста.

Награды: Почетные грамоты ЧГПУ им. И.Я. Яковлева (2002, 2014),
Министерства образования и молодежной политики ЧР (2013).

Сочинения: Семантика временного порядка в повествовательном тексте: монография. Чебоксары, 2007; Семантика времени в терминах функциональной грамматики: учебный словарь. Чебоксары, 2010; Современный русский язык. Синтаксис простого предложения: учебное пособие. Чебоксары, 2015; Современный русский язык. Морфология: сборник упражнений. Чебоксары, 2016; Трудные случаи морфологии: омонимия частей речи (материалы для самостоятельной работы) / И.В. Кузнецова, С.Л. Михеева. Чебоксары, 2017; Проектная деятельность в начальной школе: учебное пособие /
С.Л. Михеева, И.В. Кузнецова. Чебоксары, 2018; Выразительное чтение: учебное пособие. Чебоксары, 2019; Детская литература: курс лекций. Чебоксары, 2020;История отечественной литературы:электронное учебное пособие. Чебоксары, 2021; Теория литературы и практика читательской деятельности: учебно-методическое пособие. Чебоксары, 2022, всего более 120 научных работ.

 

СОКОЛОВА СВЕТЛАНА ГЕОРГИЕВНА

[11.12.1963, г. Ленинград]

Кандидат педагогических наук (2002), доцент (2006).

Окончила художественно-графический факультет ЧГПИ им. И.Я. Яковлева (1986), аспирантуру при кафедре педагогики начального образования ЧГПУ (2002).

В 1986–1991 – учитель начальных классов средней школы №18 г. Чебоксары. С 1991 работала преподавателем, с 2005 – старшим преподавателем, с 2006 – доцентом кафедры методики начального образования, с 2009 – доцентом кафедры педагогики начального образования, с 2015 – доцентом кафедры педагогики и методики начального образования, с 2023 – доцентом кафедры начального образования в ЧГПУ им. И.Я. Яковлева.

Область научных интересов – проблема совершенствования подготовки учителя начальных классов к преподаванию изобразительного искусства.

Награды: Почетная грамота Министерства образования ЧР (2000). Почетная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации (2017).

Сочинения: Методика преподавания изобразительного искусства: учебно-методическое пособие: в 2 ч. Ч 1. 2-е изд., перераб. Чебоксары, 2014. (гриф МОиМП ЧР); Методические основы уроков декоративного рисования с использованием чувашского народного декоративно-прикладного искусства: учебное пособие. Чебоксары, 2014. (гриф МОиМП ЧР); Технология декоративного рисования на основе чувашского народного декоративно-прикладного искусства: учебно-методическое пособие. Чебоксары, 2015. (гриф МОиМП ЧР); Технология чувашской вышивки: учебно-методическое пособие. Чебоксары, 2016. (гриф МОиМП ЧР); Изобразительные техники, активизирующие творчество обучающихся: учебное пособие. Чебоксары, 2017;Теория и методика преподавания изобразительного искусства и технологии в начальных классах: учебное пособие. Чебоксары, 2019;Теория и методика преподавания изобразительного искусства и технологии в начальных классах: электронное учебное пособие. Чебоксары, 2020;Методика преподавания изобразительного искусства:электронное учебно-методическое пособие.Чебоксары, 2021;Методика преподавания изобразительного искусства в начальных классах: курс лекций. Чебоксары, 2022.

ТЕРЕНТЬЕВА ЛАРИСА ПАВЛОВНА

[17.07.1970, с. Ачаксы Канашского района Чувашской АССР].

Кандидат педагогических наук (2000), доцент (2006).

В 1992 окончила физико-математический факультет ЧГПИ им. И.Я. Яковлева, обучалась в аспирантуре при кафедре педагогики и психологии ЧГУ им. И.Н. Ульянова.

 

Работала учителем начальных классов в СОШ № 59 г. Чебоксары с 1992 по 2002. В ЧГПУ им. И.Я. Яковлева работала преподавателем кафедры методики начального обучения с 1998 по 2002 (по совместительству), с 2002 по 2015 – старшим преподавателем, доцентом кафедры методики начального образования, с 2015 – доцентом кафедры педагогики и методики начального образования, с 2023 – доцентом кафедры начального образования. С 2011 является зам. декана психолого-педагогического факультета по учебной работе.

Награды: Почетная грамота Министерства образования и молодежной политики ЧР (2011), Почетная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации (2017).

Сочинения: Интеллектуальное развитие младших школьников в процессе обучения: монография. Чебоксары, 2004; Методика преподавания математики в средней школе. Общая методика: учебное пособие. Чебоксары, 2009
(в соавторстве) (гриф МО и Н РФ; гриф УМС по математике и механике УМО по классическому университетскому образованию РФ); Теория и методика преподавания математики в начальных классах: электронное учебное пособие. Чебоксары, 2017; Курс лекций по методике преподавания математики в начальных классах: учебное пособие. Чебоксары, 2017; Организация самостоятельной работы студентов по методике преподавания математики: учебно-методическое пособие. Чебоксары, 2018;Решение нестандартных задач: учебно-методическое пособие. Чебоксары, 2019; Задания для практических занятий по методике преподавания математики. Чебоксары, 2020; Теория и методика обучения информатике в начальных классах: учебное пособие. Чебоксары, 2021; Теория и методика обучения информатике в среднем звене: учебно-методическое пособие. Чебоксары, 2022, всего более 130 научных работ.

 

 

ЧГПУ им. И.Я.Яковлева
Министерство просвещения Российской Федерации
Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики