Версия для слабовидящих

О кафедре ПиСП

Кафедра психологии и социальной педагогики была создана в сентябре 2000 г. Педагогический персонал в начале работы кафедры состоял из 8 человек – кандидатов педагогических наук, доцентов И.П. Ивановой, З.В. Егоровой, Т.А. Аксаковой, старших преподавателей О.В. Черновой, О.В. Патеевой, преподавателей С.А. Чернова, А.В. Швед. Заведовала кафедрой Петрова З.А.

В сентябре 2002 г. заведующей кафедрой стала канд. психол. наук, старший преподаватель А.Н. Самсонова. С января 2003 г. по 2011 г.  заведовал кафедрой д-р пед. наук, профессор М. Г. Харитонов.

Постепенно педагогический состав кафедры увеличивается и качественно улучшается. В составе кафедры психологии и социальной педагогики работали доктора педагогических наук, профессора М.Г. Харитонов, В.М. Никитин, Т.В. Кириллова, О.В. Кириллова, кандидаты педагогических наук, доценты И.П. Иванова, О.В. Чернова, С.А. Чернов, Е.Г. Шубникова, А.А. Михайлов, кандидаты психологических наук, доценты И.Н. Афанасьев, Г.Г. Вербина, В.И. Маслова, Г.И. Мазуров, кандидаты психологических наук, старшие преподаватели Л.Б. Салихова, Е.В. Славутская, преподаватели М.Ю. Григорьевская, А.В. Кайсарова, И.Н. Петрова, Н.М. Порфирьева, Т.В. Романова. 

С 2011 года кафедрой заведует канд. пед. наук, доцент Иванова И.П.

В настоящее время на кафедре работают: д-р педагогических наук, профессор М. Г. Харитонов, д-р психологических наук, профессор Славутская Е.В., 8 кандидатов наук, доцентов И.П. Иванова, О.В. Патеева, И.Н. Петрова, Т.В. Романова, Е.В. Чернов, О.В. Чернова, Е.Г. Шубникова.

Приоритетной целью  коллектива кафедры является создание эффективных условий, обеспечивающих подготовку высоквалифицированных специалистов. Кафедра готовит бакалавров по направлению подготовки 44.03.02 – Психолого-педагогическое образование профиль «Психология и социальная педагогика», специалистов 44.05.01 Психолого-педагогичная профилактика девиантного поведения Специализация №3 Педагогика и психология девиантного поведения, осуществляет подготовку магистров по направлению подготовки 44.04.01 – Педагогическое образование по магистерской программе «Менеджмент социально-педагогической деятельности», 44.04.02 – Психолого-педагогическое образование магистерская программа «Психология образования и развития».

Преподаватели кафедры занимаются разработкой научной темы «Теоретические и методические основы профессиональной подготовки психологов и социальных педагогов к учебно-воспитательной работе в общеобразовательной школе и социальных учреждениях». По данной проблеме за последние 5 лет опубликованы 11 монографий, 29 учебных пособий, 46 учебно-методических пособий и 257 научных статей,
в журналах из перечня ВАК Министерства образования и науки РФ 35 статей, 14 статей в индексируемых изданиях Web of Science, Scopus.

Кафедра регулярно проводит всероссийские и международные научно-практические конференции. По результатам публикуются сборники научных трудов (10).

Преподаватели кафедры активно занимаются научно-исследовательской работой. Славутская Е.В. выиграла региональный конкурс РГНФ «Волжские земли в истории и культуре России» (14-16-21013а/р. Гендерные особенности психологической готовности учащихся к средней школе. 2014-2015 г.). Шубникова Е.Г выиграла основной конкурс РГНФ (15-06-10170а. Педагогическая профилактика зависимого поведения. 2013-2015 г.).

В подготовке студентов к профессионально-педагогической и социально-педагогической деятельности широко используются новые педагогические технологии: групповые формы работы, анализ и моделирование психолого-педагогических ситуаций, структурно-логический подход в усвоении понятий по курсам и т.д.

Учебные занятия преподавателями кафедры организуются с использованием активных методов и форм обучения – учебных конференций, дискуссионных круглых столов, группового психологического тренинга, защиты проекта урока, обоснование модели психодиагностической и консультационной работы и др.

На кафедре психологии и социальной педагогики функционируют аспирантура по специальности: 37.06.01 – Психологические науки профиль подготовки 19.00.07 Педагогическая психология. Научное руководство над аспирантами осуществляет доктор психологических наук, профессор Славутская Елена Владимировна.

На кафедре сложилась научная школа под руководством Харитонова М.Г.

Научная школа под руководством Харитонова М.Г. занимается проблемой «Этнопедагогическое образование учителей национальной школы». Она обусловлена научными и практическими задачами, стоящими перед общеобразовательной и высшей школой, необходимостью возрождения традиционной культуры воспитания и восстановления этнических традиций.

Наиболее значимыми результатами научно-исследовательской работы, полученными научной школой являются:

- обоснование совокупности исходных положений, определяющих теоретико-методологические основы исследования процесса этнопедагогического образования учителя национальной школы;

- определение целей, задач, функций и закономерностей системы этнопедагогического образования будущих учителей.

Результаты исследования научной школы отражены в четырнадцати (14) монографиях, двадцати двух (22) учебных пособиях и семидесяти двух (72) статьях.

При кафедре открыты  курсы по дополнительной профессиональной образовательной программе «Практическая психология личности».

По окончании слушателям курса выдается диплом о переподготовке.

Места возможного трудоустройства после окончания курсов по дополнительной профессиональной образовательной программе «Практическая психология личности»:

1. Психологические службы образовательных организаций (школ, детских образовательных учреждений (ДОУ), ссузов, вузов).

2. Психологические службы специализированных учреждений (центров реабилитации, спецшкол, центров занятости).

3.  Психологические службы в ОВД (органах внутренних дел).

4. Психологические службы в организациях и предприятиях.

5. Психологические службы по управлению кадрами (менеджеры по персоналу).

6. Частная практика.

Кафедра оказывает психологическую и социально-педагогическую помощь школам, социальным учреждениям, учителям по следующим направлениям:

1. Консультирование учителей и родителей по проблемам обучения и воспитания детей.

2. Психодиагностическое обследование детей на предмет их готовности к обучению в школе.

3. Консультирование учащихся и родителей по выбору программы образования, типа учебного заведения.

4. Психологический анализ планируемых и проведенных школьных мероприятий с точки зрения их соответствия возрастным особенностям школьников.

Кафедра психологии и социальной педагогики активно сотрудничает с различными общеобразовательными учреждениями Российской Федерации. 

 

 

ЧГПУ им. И.Я.Яковлева
Министерство образования и науки
Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики