26 октября 2017 года на психолого-педагогическом факультете ФГБОУ ВО «ЧГПУ им. И. Я. Яковлева» по инициативе кафедры психологии и социальной педагогики прошла очно-заочная IV Всероссийская научно-практическая конференция (с международным участием) «Психология и социальная педагогика: современное состояние и перспективы развития».
Основными направлениями работы конференции были:
-
Актуальные проблемы подготовки будущих психологов и социальных педагогов к работе с детьми группы риска.
-
Психологические и социально-педагогические проблемы сопровождения детей группы риска.
-
Инновационные технологии в психологии и социальной педагогике.
-
Психологическое сопровождение детей группы риска: теория и практика.
-
Психологическая безопасность личности в экстремальных условиях и кризисных ситуациях жизнедеятельности.
-
Профилактика наркомании, табакокурения, алкоголизма среди несовершеннолетних.
-
Профилактика проявлений экстремизма в молодежной среде.
-
Подходы к организации профилактики деструктивного поведения в молодёжной среде.
-
С приветственным словом на открытии конференции выступили декан психолого-педагогического факультета ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, доктор педагогических наук, профессор Харитонов М. Г.; заведующая кафедрой психологии и социальной педагогики, ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, кандидат педагогических наук, доцент Иванова И. П.; заместитель декана по ВРиСВ, кандидат педагогических наук, доцент Романова Т. В.
После открытия конференция продолжила работу в формате мастер-классов:
1. Мастер-класс «Гештальттерапия в работе с детьми» (руководитель Миронова Л. М.– гештальт-терапевт, супервизор, клинический психолог МУЗ «ГКБ №1 Женская консультация» г. Чебоксары).
2. Мастер-класс «Интегративная Арт-практика в работе педагога-психолога» (руководитель Печурина С. А.– арт-терапевт, педагог-психолог, МБДОУ «ЦРР-детский сад №178» г. Чебоксары).
3. Мастер-класс «Мастерская общения» (руководитель Харитонова Е. Г. – психолог, аспирант кафедры психологии и социальной педагогики ЧГПУ им. И.Я. Яковлева).
4. Мастер-класс «Техники консультирования детей младшего школьного возраста» (руководитель - Гунина Е. В. – канд. психол. наук, доцент кафедры педагогики и психологии ЧГПУ им. И. Я. Яковлева).
5. Мастер-класс «Формирование стрессоустойчивости у подростков группы риска» (руководитель - Петрова А. В. – канд. пед. наук, доцент Волжского федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ).
6. Мастер-класс «Медиация как метод разрешения конфликтных ситуаций» (руководитель - Лакотош Е. Н. – педагог-психолог, МОУ «Центр ППМСП «Развитие»).
7. Мастер-класс «Введение в гештальт. Осознание себя, своего «Я». Обретение целостности» (руководитель Васильева И. И. – гештальт-терапевт, супервизор клинический психолог МУЗ «ГКБ №1 Женская консультация» г. Чебоксары).
Всего на конференции приняли участие 165 человек, из них 60 человек это психологи и социальные педагоги, учителя школ города Чебоксары, 105 человек - магистранты и студенты Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. Активное участие в работе мастер-классов приняли студенты психолого-педагогического факультета ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, в каждом мастер-классе приняло участие более 20 человек.
По окончании работы мастер-классов был организован круглый стол и приняты рекомендации.
Научно-практическая конференция отмечает, что становление и развитие психологии и социальной педагогики в России потребовала решения трех основных задач: формирования в обществе сферы профессиональной деятельности психологов и социальных педагогов, развития соответствующих отраслей научных знаний и сознания системы подготовки кадров. В Приволжском регионе психология и социальная педагогика имеет столь же глубокие и давние традиции, как и в других регионах Российской Федерации. Только это развитие было более извилистым и драматичным, в связи с особенностями менталитета народов здесь проживающих. Именно этим и обусловлены главные трудности становления психологии и социальной педагогики как новых профессиональных сфер, которые включают в себя не только собственно социально-педагогические учреждения и службы, органы управления ими, но и систему подготовки специалистов, а также научно-исследовательскую базу социально-педагогической деятельности.
Много и таких проблем, которые порождены уже современной российской действительностью. Ее динамичность, конфликтность, неопределенность приводят к тому, что сегодня практически нет социальных групп населения, которые чувствовали бы себя социально защищенными, благополучными. И, в первую очередь, это касается детей. Это усложняет задачи, стоящие перед специалистами в области социальной защиты и социальной помощи детям, но, с другой стороны, именно это формирует чрезвычайно высокий спрос на специалистов, умеющих профессионально оценить проблемы и помочь решить их.
IV Всероссийская научно-практическая конференция «Психология и социальная педагогика: состояние и перспективы развития» рекомендует:
1. В качестве основных направлений деятельности социальных педагогов в общеобразовательных, интернатных учреждениях и социально-реабилитационных центрах должны быть:
- социально-педагогическая деятельность с семьей; с детьми, оставшимися без попечения родителей; с детьми склонными к употреблению психоактивных веществ;
- профилактика девиантного и делинквентного поведения детей и подростков;
- социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних правонарушителей.
2. Конференция рекомендует социальным педагогам Приволжского региона внедрить в практику деятельности инновационные технологии социально-педагогической помощи и поддержки детей группы риска.
3. Профессорско-преподавательскому составу высших учебных заведений разработать методические рекомендации по организации эффективной социально-педагогической деятельности с различными категориями населения.
4. Совершенствовать процесс подготовки будущих психологов и социальных педагогов в педагогическом вузе с учетом региональных особенностей.
{gallery}fot1{/gallery}