ХАРИТОНОВ МИХАИЛ ГРИГОРЬЕВИЧ (р. 08.11.1963, с. Малые Кибечи Канаш. р-на)
Педагог, психолог, доктор педагогических наук, профессор (2000). Окончил факультет педагогики и психологии Московского государственного педагогического института (1990), историко-педагогический факультет Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова (1993), докторантуру Московского педагогического государственного университета (1999). Служил в Советской Армии (1983–85). Работал стар. пионер. вожатым в Малокибечской средней школе Канаш. р-на (1981–82). С 1990 в ЧГПУ: стар. преподаватель, доцент, профессор кафедры педагогики начального образования; с 2002 – зав. кафедрой психологии и социальной педагогики; с 2011 – декан психолого-педагогического факультета. Доктор. диссертацию защитил в 1999 на тему «Теория и практика этнопедагогической подготовки учителя начальных классов национальной школы». Основатель научной школы в области этнопедагогического образования учителей. Под его руководством защищено 14 кандидатских диссертаций. В трудах Х. нашли отражение вопросы профессионально-педагогической и этнопедагогической подготовки учителя народной школы в учительских семинариях и педагогических курсах во 2-ой половине ХIX – начале XX вв. Им доказан этнопедагогический характер системы подготовки учителя начальных классов в Симбирской учительской школе И.Я. Яковлева. Он впервые выявил теоретико-методологические предпосылки этнопедагогической подготовки учителей национальной школы. Х. обобщается опыт довузовской этнопедагогической подготовки учащихся в экспериментальных этнопедагогических классах. Исследователем научно обоснованы и экспериментально проверены основные условия совершенствования этнопедагогической подготовки студентов в вузе и системе повышения квалификации учителей. Принимает активное участие в фундаментальных исследованиях, организуемых Российским гуманитарным научным фондом (РГНФ) и Министерством образования и молодежной политики Чувашской Республики. По итогам Всероссийских конкурсов фундаментальных исследований в области педагогики, объявляемых РГНФ и МО и МП Чувашской Республики, Х. в 2006 и 2007 выделены гранты на проведение исследований в конкурсе «Волжские земли в истории и культуре России» (грант № 06-06-22618 а/В). Научная и этнопедагогическая деятельность Х. по возрождению традиционной культуры воспитания и восстановлению этнических традиций нашли отражение в более 200 публикациях, в т.ч. 7 монографиях 12 учебных пособиях.
Наименование направления подготовки – преподаватель педагогики и психологии высшей школы, Московский государственный педагогический институт им. В.И. Ленина, окончил аспирантуру в Московском педагогическом государственном университете.
Общий стаж работы – 34 года.
Членство: Член редакционной коллегии многотомной «Чувашской энциклопедии» (по разделу «Образование») с 2007 г.; член двух специализированных советов по защите канд. и докт. дис.: при ЧГПУ им. И.Я. Яковлева и Нижегородском государственном архитектурно-строительном университете.
Награды: звание «Заслуженный работник образования Чувашской Республики» (2011), почетные грамоты: Министерства образования и молодежной политики ЧР, Министерства культуры ЧР, Благодарность Главы Чувашской Республики (2018).