21 ноября 2017 года на психолого-педагогическом факультете ФГБОУ ВО «ЧГПУ им. И. Я. Яковлева» состоялась Международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования», организованная кафедрой педагогики и методики начального образования.
Основными направлениями работы конференции были:
- Современные педагогические технологии начального образования.
- Организация воспитательной работы в современной начальной школе.
- Формирование культурного поля младшего школьника.
- Филологическое образование младших школьников.
- Художественно-эстетическое и музыкальное образование младших школьников.
- Математическое образование и повышение ИКТ-компетенций младших школьников.
- Билингвальное образование учащихся в начальной школе.
- Подготовка будущих бакалавров и магистров к работе в условиях реализации ФГОС НОО.
С приветственным словом на открытии конференции выступили проректор по воспитательной работе и социальным вопросам ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, кандидат искусствоведения, доцент Ильина Светлана Викторовна; зам. декана по научной и инновационной работе психолого-педагогического факультета ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, кандидат филологических наук, доцент Михеева Светлана Львовна; преподаватель фортепиано Региональной консерватории, г. Понта Делгада (Азорские острова Остров Сао Мигель, Португалия) Мышаева-Пашкуал Светлана Вячеславовна (видеоприветствие).
Были озвучены приветственные послания других зарубежных участников конференции:
Жумабаевой Азии Елеупановны, доктора педагогических наук, профессора кафедры педагогики и методики начального обучения КазНПУ им. Абая, г. Алматы, Казахстан;
Лебедевой Ларисы Анатольевны, кандидата педагогических наук, доцента кафедры педагогики и методики начального обучения им. КазНПУ Абая, г. Алматы, Казахстан;
Иматовой Лутфии Махмадуллоевны, доктора педагогических наук, доцента, зав. кафедрой общей педагогики Таджикского государственного университета им. С. Айни, Таджикистан;
Яромиры Шинделаржовой, доктора педагогических наук, Университет им. Я. Е. Пуркине, Усти-над-Лабой, Чешская Республика.
География российских участников конференции:
- г. Москва (ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет»);
- г. Екатеринбург (ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет»);
- г. Глазов(ФГБОУ ВО «ГГПИ им. В.Г. Короленко»), Удмуртия;
- г. Ижевск (ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет»), Удмуртия;
- г. Казань (ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»), Татарстан;
- г. Ульяновск (Тереньгульский лицей, гимназия № 30, СШ №№ 81,86), Ульяновская область;
- г. Воротынец (Социально-реабилитационный центр), Нижегородская область;
- с. Иглино (СОШ №2 ), Башкортостан;
- г. Чебоксары (ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, ЧРИО, СОШ №№1, 10, 27)
Пленарное заседание было организовано в формате круглого стола. На нем были подняты насущные проблемы современной педагогики и методики начального образования:
-формирования готовности будущего учителя начальных классов к работе в современной школе (профессор Ковалев В.П., г. Чебоксары);
- создания развивающей образовательной среды и формирования читательских компетенций младших школьников (доцент Бычков В.И., г. Чебоксары);
- филологической подготовки бакалавров профиля «Начальное образование» (доцент Михеева С.Л., Чебоксары);
- развития социальной компетентности младших школьников (учитель начальных классов Баева Н. С., г. Ульяновск);
- использования электронных образовательных ресурсов в начальной школе (доцент Тимерханова Н.Н., г. Ижевск);
- воспитания на основе народных традиций в туркменской семье (студенты ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, Туркменистан).
Конференция продолжила свою работу в рамках двух секций: «Педагогические технологии начального образования», «Филологическое образование младших школьников» и 5 мастер-классов: «Современные технологии активного обучения в начальной школе», «Служу Отечеству пером (основы детской журналистики)», «Коллективные творческие дела как форма организации внеучебной воспитательной работы младших школьников (методика их организации и проведения)», «Этнотеатрализация как технология воспитания младших школьников».
Всего в конференции приняли участие 135 человек, в числе которых 26 ученых – докторов и кандидатов наук, 39 учителей начальных классов, 12 магистрантов, 58 студентов
По окончании работы мастер-классов был организован круглый стол и приняты рекомендации.
Научно-практическая конференция отмечает, что введение ФГОС НОО обусловило новые пути и механизмы образовательной деятельности современной начальной школы. Сегодня уже можно отметить определённые успехи и достижения в системе работы начальной школы.
Так, включение внеурочной деятельности в основную образовательную программу школы оптимизировало процесс обучения и воспитания. Усиление роли информационно-образовательной среды увеличило доступность использования электронных ресурсов в учебно-воспитательном процессе. Изменение позиции учителя и учащихся на уроке способствовало повышению уровня познавательной активности детей. Обязательное включение родителей в образовательную деятельность школы создает развивающую образовательную среду, комфортную для ребенка. Реализация системно-деятельностного подхода разнообразила формы организации процесса обучения учащихся.
Однако выявляются новые аспекты улучшения качества обучения и воспитания в начальной школе, такие как совершенствование подготовки будущих учителей начальных классов в условиях двухуровнего образования, правильная организации развивающей образовательной среды в школе, повышение читательский компетенций младших школьников, развитие социальной компетенции учащихся и т. д.
Международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования» рекомендует:
1.Совершенствовать процесс профессиональной подготовки педагогических кадров в условиях двухуровневой модели образования:
- обеспечить учебный процесс необходимой научно-методической литературой;
-усилить практическую направленность лабораторных занятий по методикам преподавания дисциплин;
- разработать методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов.
2. Внедрить в практику профессиональной подготовки педагогических кадров инновационные технологии (личностно-ориентированного обучения; развития критического мышления; модульного обучения; проектной деятельности и т. д.).
3. Практиковать регулярное взаимодействие между образовательными учреждениями в целях диссеминации передового педагогического опыта.
4. Учителям начальных классов заботиться о правильной организации образовательной предметной среды, направленной на развитие личности учащихся.
5. Доклады, обсужденные на Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования», опубликовать в сборнике научных трудов.