F20.JPGF30.JPGF40.jpg

Версия для слабовидящих

Уроки по Joomla 3 можно найти здесь: http://joomla3x.ru/
Хороший сайт о Joomla 3: http://joomla3x.ru/.Много расширений и шаблонов Joomla

Деканат психолого-педагогического факультета:  428000,    

г. Чебоксары, ул. Пирогова, 25, каб. 202

Тел.: (8352) 22-24-19, (8352) 22-25-83

График работы: 8:00-17:00 (обед 12:00-13:00)

E-mail:  This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Сайт: http://ppf.chgpu.edu.ru

Группа Вконтакте:  https://vk.com/ppf_chgpu

Показать на карте

 

 

Кафедра профессиональной психологии, социальной педагогики и начального образования: 

428000, г. Чебоксары, ул. Пирогова, 25, каб. 207к

График работы: 8:00-15:30

E-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

 ИВАНОВА ИРАИДА ПАВЛОВНА

 17.10.1961

 с. Ачакасы Канашского района Чувашской АССР

 Кандидат педагогических наук (1994),  доцент (1999).

 Окончила филологический факультет ЧГПИ им. И.Я. Яковлева (1983), факультет начальных классов того же вуза (1987), МГПУ им. М.А. Шолохова (1997), аспирантуру МПГИ (1994).

 Работала в Чиршкасинской  начальной школе (1984-1994). Ст. преподаватель кафедры психологии (1994-1999), доцент кафедры психологии и социальной педагогики (с 2000), зам. декана по   воспитательной работе психолого-педагогического факультета ЧГПУ им. И.Я. Яковлева (2000-2011), зав. кафедрой психологии и социальной педагогики (с 2011).

 Преподаваемые дисциплины: психология, психология развития и возрастная психология, методика преподавания психологии, социально-педагогическая виктимология, основы реабилитации лиц с   девиантным поведением и др.

 Область научных интересов– профилактика агрессивного поведения подростков.

Почетное звание:Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации (2010).

Награды:Почетные грамоты Министерства образования ЧР (2002), почетная грамота ЧГПУ им. И.Я. Яковлева (2000, 2001).

Основные научные труды:

Профилактика агрессивного поведения : учебное пособие.  – Чебоксары, 2016;

Адаптация детей к обучению в пятом классе : учебное пособие. – Чебоксары, 2017;

Общая психология : учебное пособие.  – Чебоксары, 2017;

Методика преподавания психологии : учебное пособие. – Чебоксары, 2017;

Акцентуация характера : учебное пособие. – Чебоксары, 2018;

Организация досуга детей и подростков. – Чебоксары, 2019;

Основы реабилитации лиц с девиантным поведением. – Чебоксары, 2020.

Социально-педагогическая виктимология – Чебоксары, 2020.

Психология – Чебоксары, 2021.

Практикум по возрастной психологии – Чебоксары, 2022.

Социально-педагогическая реабилитация детей с девиантным поведением – Чебоксары, 2023.

 

 

 ХАРИТОНОВ МИХАИЛ ГРИГОРЬЕВИЧ

 08.11.1963, с. Малые Кибечи Канашского района Чувашской АССР

 Доктор педагогических наук (1999), профессор (2001).

 Окончил МГПИ им. В.И. Ленина (1990), МГУ им. М.В. Ломоносова (1993), аспирантуру (1993) и докторантуру МПГУ (1999).

 Работал старшим преподавателем (1990-1993), доцентом (1994-1999), профессором (2001) кафедры педагогики начального образования, зав. кафедрой   психологии и социальной педагогики (2003-2010) ЧГПУ им И.Я. Яковлева. С 2011 – декан психолого-педагогического факультета.

 Основатель научно-педагогической школы «Этнопедагогическое образование учителей».

 Преподаваемые дисциплины: «Этнопсихология», «Методология и методы социально-педагогических исследований», «Управление современной образовательной организацией», «Менеджмент в учреждениях образования и социального обслуживания», «Методология магистерского диссертационного исследования», «Психолого-педагогические исследования в области профилактики девиантного поведения».

Область научных интересов – этнопедагогическая подготовка учителей начальных классов национальной школы, формирование этнопедагогической культуры у будущих учителей. Под его руководством защищены 19 кандидатских диссертаций. Является руководителем научно-педагогической школы «Этнопедагогическое образование учителей национальной школы».

Почётное звание: Заслуженный работник образования Чувашской Республики (2011).

Награды: Почетные грамоты Министерства образования и молодежной политики ЧР (2005), Министерства культуры ЧР (2008), Благодарность главы Чувашской Республики (2018).

Основные научные труды:

Методология магистерского диссертационного исследования: учебное пособие. Чебоксары, 2016;

Этнопсихология: учебное пособие. – Чебоксары, 2017;

Этническая психология: электронное учебное пособие. – Чебоксары, 2018;

Менеджмент в учреждениях образования и социального обслуживания: учебное пособие. – Чебоксары, 2018;

Этноэстетичность дидактики И.Я. Яковлева в Симбирской чувашской учительской школе: монография. – Чебоксары, 2018;

Управление современной образовательной        организацией: учебное пособие. – Чебоксары, 2019.

Методология и методы психолого-педагогической профилактики девиантного поведения у детей и подростков – Чебоксары, 2020.

Культурно-исторический и деятельностный подход в образовании – Чебоксары, 2021.

Психолого-педагогические исследования в области профилактики девиантного поведения – Чебоксары, 2022.

Менеджмент в социально-педагогической деятельности: учебное пособие. 2023.

 

 

 ИВАНОВА ИРАИДА ПАВЛОВНА

 17.10.1961, с. Ачакасы Канашского района Чувашской АССР

 Кандидат педагогических наук (1994),  доцент (1999).

 Окончила филологический факультет ЧГПИ им. И.Я. Яковлева (1983), факультет начальных классов того же вуза (1987), МГПУ им. М.А. Шолохова (1997),   аспирантуру МПГИ (1994).

 Работала в Чиршкасинской  начальной школе (1984-1994). Ст. преподаватель кафедры психологии (1994-1999), доцент кафедры психологии и социальной педагогики (с 2000), зам. декана по воспитательной работе психолого-педагогического факультета ЧГПУ им. И.Я. Яковлева (2000-2011), зав. кафедрой психологии и социальной педагогики (с 2011).

Преподаваемые дисциплины: психология, психология развития и возрастная психология, методика преподавания психологии, социально-педагогическая виктимология, основы реабилитации лиц с девиантным поведением и др.

Область научных интересов – профилактика агрессивного поведения подростков.

Почетное звание: Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации (2010).

Награды: Почетные грамоты Министерства образования ЧР (2002), почетная грамота ЧГПУ им. И.Я. Яковлева (2000, 2001).

Основные научные труды:

Профилактика агрессивного поведения : учебное пособие.  – Чебоксары, 2016;

Адаптация детей к обучению в пятом классе : учебное пособие. – Чебоксары, 2017;

Общая психология : учебное пособие.  – Чебоксары, 2017;

Методика преподавания психологии : учебное пособие. – Чебоксары, 2017;

Акцентуация характера : учебное пособие. – Чебоксары, 2018;

Организация досуга детей и подростков. – Чебоксары, 2019;

Основы реабилитации лиц с девиантным поведением. – Чебоксары, 2020.

Социально-педагогическая виктимология – Чебоксары, 2020.

Психология – Чебоксары, 2021.

Практикум по возрастной психологии – Чебоксары, 2022.

Социально-педагогическая реабилитация детей с девиантным поведением – Чебоксары, 2023

 

 

 ГОРБУНОВА ТАТЬЯНА ВАЛЕРЬЕВНА

 11.12.1978, д. Напольное Сюрбеево Комсомольского района Чувашской АССР

 Кандидат педагогических наук (2005), доцент (2011).

 Окончила музыкально-педагогическое отделение Канашского педагогического колледжа (1997), психолого-педагогический факультет (2001),   аспирантуру (2005), докторантуру ЧГПУ им. И.Я. Яковлева (2014).

 Работала методистом отдела аспирантуры ЧГПУ им. И.Я. Яковлева (2001–2002). С 2004 – преподаватель, с 2005 – старший преподаватель, с 2010 по 2017 – доцент кафедры психологии и социальной педагогики, с 2017 – доцент кафедры педагогики и методики начального образования, с 2023 – доцент   кафедры начального образования.

 Область научных интересов – теория и методика профессионального образования, управление образовательными системами.

 Награды: Почетная грамота ЧГПУ им. И.Я. Яковлева (2011).

 Сочинения: Социальный педагог в сельском социуме: учебно-методическое пособие. Чебоксары, 2011; Социально-педагогическое проектирование: учебное пособие / Т.В. Романова, Т.В. Горбунова. Чебоксары, 2014; Профессиональная подготовка социального педагога  к работе в сельском социуме: монография. Чебоксары, 2015; Коммуникативная компетентность специалиста: учебное пособие. Чебоксары, 2016; Управление образовательными проектами: учебное пособие. Чебоксары, 2017; Мониторинг качества профессиональной деятельности специалиста: учебное пособие.
Чебоксары, 2018; Документационное обеспечение управления образовательной организацией: учебно-методическое пособие. Чебоксары, 2019; Управление методической работой в школе: учебное пособие. Чебоксары, 2019;Методика преподавания предмета «Окружающий мир» в начальной школе: учебное пособие. Чебоксары, 2020;Профессиональная компетентность учителя начальных классов сельской школы: монография. Чебоксары, 2021;Подготовка будущего учителя начальных классов к работе в сельской школе: учебно-методическое пособие. Чебоксары, 2022, всего более 100 научных работ
.

 

 КУЗНЕЦОВА ИРИНА ВЛАДИМИРОВНА

 19.03.1961, г. Чебоксары

 Кандидат филологических наук (1995), доцент (1999).

 Окончила историко-филологический факультет ЧГУ И.Н. Ульянова (1984), аспирантуру филологического факультета Санкт-Петербургского   государственного университета (1995) и докторантуру там же (2000).

 

 С 1984 работала преподавателем в ЧГУ им. И.Н. Ульянова на подготовительном отделении. С 1988 работала преподавателем, с 1999 – доцентом на   кафедре русского языка и методики его преподавания в начальных классах, с 2009 – доцентом кафедры методики начального образования, с 2015 –   доцентом кафедры педагогики и методики начального образования, с 2023 г. – доцентом кафедры начального образования в ЧГПУ им. И.Я. Яковлева.   Во время учебы в аспирантуре в 1992-1995 работала преподавателем кафедры русского языка как иностранного в Центре русского языка и культуры   (Санкт-Петербургский госуниверситет).

Направление научно-исследовательской работы – сопоставительная фразеология славянских языков.

Награды: Почетные грамоты ЧГПУ им. И.Я. Яковлева (2005, 2011),
Министерства образования и молодежной политики ЧР (2012), Почетная грамота Министерства просвещения Российской Федерации (2021).

Сочинения: Русские устойчивые сравнения: идеография, ареалы, этимология: спецсеминар по фразеологии (учебно-методическое пособие).
Чебоксары, 1998; Материалы к практическим занятиям по фонетике, орфоэпии, графике и орфографии (в 2-х ч.). Чебоксары, 2003; Контрольная работа по фонетике, графике и орфографии русского языка: вспомогательные материалы (для бакалавров заочного отделения психолого-педагогического факультета). Чебоксары, 2014; Персонажи Библии в славянских устойчивых сравнениях: монография. Чебоксары, 2017; Трудные случаи морфологии: омонимия частей речи (материалы для самостоятельной работы) /
И.В. Кузнецова, С.Л. Михеева. Чебоксары, 2017; Проектная деятельность в начальной школе: учебное пособие / С.Л. Михеева, И.В. Кузнецова. Чебоксары, 2018; Основы фразеологии: учебное пособие, 2019; Основы фразеологии: учебно-методическое пособие. Чебоксары, 2020; Русская фразеология: учебное пособие. Чебоксары, 2021; Синтаксис словосочетания и простого предложения: учебно-методическое пособие. Чебоксары, 2022.

Статьи (190) опубликованы в России (в т. ч. в изданиях ВАК, РАН) и за рубежом: в Белоруссии, Болгарии, Венгрии, Германии, Казахстане, Польше, Сербии, Словакии, Тайване, Украине, Хорватии, Чехии  (в т. ч. в изданиях Чешской АН, Sсopus).

 

  МИХЕЕВА СВЕТЛАНА ЛЬВОВНА

 17.06.1972, д. Нискасы Моргаушского района Чувашской АССР

  Кандидат филологических наук (2005), доцент (2010).

  Окончила с отличием филологический факультет ЧГПИ им. И.Я. Яковлева (1994), аспирантуру при кафедре русского языка РГПУ им. А.И. Герцена (2002).

  С 1994 работала преподавателем, с 2002 – старшим преподавателем, с 2006 – доцентом кафедры русского языка и методики его преподавания   в начальных классах, с 2009 – доцентом кафедры методики начального образования, с 2015 – доцентом кафедры педагогики и методики начального   образования, с 2023 – доцентом кафедры начального образования. С 2011 по 2017 – зам. декана психолого-педагогического факультета по научной и   воспитательной работе. С 2017 – директор научно-исследовательского института этнопедагогики имени академика РАО Г.Н. Волкова ЧГПУ им.   И.Я. Яковлева.

 Основное направление научных исследований – функциональная грамматика, лингвистика текста.

Награды: Почетные грамоты ЧГПУ им. И.Я. Яковлева (2002, 2014),
Министерства образования и молодежной политики ЧР (2013).

Сочинения: Семантика временного порядка в повествовательном тексте: монография. Чебоксары, 2007; Семантика времени в терминах функциональной грамматики: учебный словарь. Чебоксары, 2010; Современный русский язык. Синтаксис простого предложения: учебное пособие. Чебоксары, 2015; Современный русский язык. Морфология: сборник упражнений. Чебоксары, 2016; Трудные случаи морфологии: омонимия частей речи (материалы для самостоятельной работы) / И.В. Кузнецова, С.Л. Михеева. Чебоксары, 2017; Проектная деятельность в начальной школе: учебное пособие /
С.Л. Михеева, И.В. Кузнецова. Чебоксары, 2018; Выразительное чтение: учебное пособие. Чебоксары, 2019; Детская литература: курс лекций. Чебоксары, 2020;История отечественной литературы:электронное учебное пособие. Чебоксары, 2021; Теория литературы и практика читательской деятельности: учебно-методическое пособие. Чебоксары, 2022, всего более 120 научных работ.

 

  ПАТЕЕВА ОЛЬГА ВИТАЛЬЕВНА

  26.12.1966, г. Балашов Саратовской обл.

  Кандидат педагогических наук (2007), доцент (2009).

 Окончила Балашовский государственный педагогический институт (1994), ЧГУ им. И.Н. Ульянова (1996), аспирантуру ЧГПУ им. И.Я. Яковлева (2006).     Работала психологом в средней школе № 9 г. Чебоксары (1994), ст. преподавателем кафедры психологии (1994–1999), доцент кафедры психологии и социальной педагогики ЧГПУ им. И.Я. Яковлева (с 2000-2018). С февраля 2023 года – доцент кафедры социальной педагогики ЧГПУ им. И.Я. Яковлева.

 Преподаваемые дисциплины: Коррекционная педагогика; Методы оценки риска девиантного поведения и социальной среды; Педагогическая   психология; Педагогическая психология (с практикумом); Профилактика агрессивного поведения; Психология общения; Психолого-педагогическая   коррекция; Психолого-педагогическое сопровождение детей и подростков с отклоняющимся поведением; Психотерапия; Современные способы презентации научной информации.

Область научных интересов – ппроблема развития и коррекции личности подростка.

Награды:Почётная грамота ЧГПУ им. И.Я. Яковлева (2000). Почетные грамоты Министерства образования ЧР (2010).

Основные научные труды:

Теория и практика подготовки учителей начальных классов к использованию сказок в коррекционно-развивающей деятельности с учащимися: монография. – Чебоксары, 2007;

Психология изучения и развития младшего школьника. – Чебоксары, 2009 (в соавторстве);

Сказки как средство коррекции и развития младших школьников. – Чебоксары, 2009;

Практикум по психотерапии. – Чебоксары. – 2009;

Изучение и развитие детей подросткового возраста. – Чебоксары. – 2010 (в соавторстве);

Педагогическая психология. – 2012 (в соавторстве);

Акцентуация характера – Чебоксары 2018;

Практикум по педагогической психологии – Чебоксары 2022;

Практикум по коррекционной педагогике – Чебоксары 2023;

Курс лекций по коррекционной педагогике – Чебоксары 2023

 

ПЕТРОВА ИРИНА НИКОЛАЕВНА

23.04.1982, Чувашская Республика, пос. Урмары

Кандидат педагогических наук (2008), доцент (2009).

Окончила психолого-педагогический факультет (2004), аспирантуру ЧГПУ им. И.Я. Яковлева (2008).

С 2004 работала преподавателем, с 2005 - старшим преподавателем, с 2009 доцент кафедры психологии и социальной педагогики ЧГПУ им. И.Я. Яковлева.

Преподаваемые дисциплины:психологическое консультирование, психология общения, социальная педагогика, психолого-педагогическое-проектирование социального сиротства, беспризорности и безнадзорности, психология девиантного поведения.

Область научных интересов – психологические особенности работы с различными категориями детей, психология личности, психологическое консультирование, профессиональная подготовка будущих педагогов-психологов.

Награды:Почетная грамота ЧГПУ им. И. Я. Яковлева (2011).

Основные научные труды:

Психологическое консультирование : учебное пособие. – Чебоксары,  2015;

Психология девиантного поведения: учебное пособие. – Чебоксары, 2016;

Социально-психологический тренинг : учебное пособие. – Чебоксары, 2016;

Психолого-педагогическое проектирование социального сиротства, беспризорности и безнадзорности: учебное пособие. – Чебоксары, 2018.

Психологические особенности асоциальных неформальных молодежных группировок – Чебоксары, 2020;

 Психологическое консультирование – Чебоксары, 2020;

Психология общения – Чебоксары, 2021;

Предупреждение преступлений и административных правонарушений, совершаемых несовершеннолетними – Чебоксары, 2021;

Современные способы презентации научной информации – Чебоксары, 2023.

 

Психологические особенности асоциальных неформальных молодежных группировок – Чебоксары, 2023.

 

 РОМАНОВА ТАТЬЯНА ВЛАДИМИРОВНА

 24.08.1977, г. Козловка Чувашской Республики

 Кандидат педагогических наук (2006); доцент (2007).

 Окончила психолого-педагогический факультет по специальности «Педагогика и методика начального образования» (1998), аспирантура при кафедре     педагогики начального образования ЧГПУ им. И.Я. Яковлева (2006).Прошла профессиональная переподготовка по программе «Социальная педагогика в   Московском институте современного академического образования» (2016).

  Работала социальным педагогом  в МБОУ СОШ № 44 г. Чебоксары, социальный педагог (1998), учителем начальных классов (2000). Преподаватель   кафедры психологии и социальной педагогики ЧГПУ им. И. Я. Яковлева (2003). Преподаватель кафедры социальной педагогики ЧГПУ им. И. Я. Яковлева   (2005), ст. преподаватель (2006), доцент кафедры социальной педагогики ЧГПУ им. И. Я. Яковлева (2007), доцент кафедры психологии и социальной   педагогики ЧГПУ им. И.Я. Яковлева (2008).

Преподаваемые дисциплины:история социальной педагогики; социально-педагогическое проектирование; методика и технология работы социального педагога; социально-педагогическое управление в условиях деструктивной среды; основы социальной работы; управление социальными и образовательными проектами.

Область научных интересов:­ педагогическая профилактика проявлений экстремизма среди детей подросткового возраста и молодежи в образовательной среде.

Награды:Почетная грамота ЧГПУ им. И. Я. Яковлева (2016). Благодарность Министерства образования и молодежной политики (2015, 2017, 2019).

Основные научные труды:

Педагогические условия формирования культуры труда у младших школьников в системе дополнительного образования: монография. – Чебоксары, 2006.

Социально-педагогическое проектирование: учебное пособие.– Чебоксары, 2014.

Социально-педагогическое управление в условиях деструктивной среды: учебное пособие. – Чебоксары, 2017.

Профессиональная этика социально-педагогической деятельности: учебное пособие. – Чебоксары, 2019.

Основы проектно-исследовательской деятельности – Чебоксары, 2021.

Технологии социальной работы с семьей и детьми – Чебоксары, 2022.

Организация самостоятельной работы студентов по курсу «Основы социальной работы» – Чебоксары, 2022.

Методика и технология работы социального педагога – Чебоксары, 2023.

 

СОКОЛОВА СВЕТЛАНА ГЕОРГИЕВНА

11.12.1963, г. Ленинград

Кандидат педагогических наук (2002), доцент (2006).

Окончила художественно-графический факультет ЧГПИ им. И.Я. Яковлева (1986), аспирантуру при кафедре педагогики начального образования ЧГПУ (2002).

В 1986–1991 – учитель начальных классов средней школы №18 г. Чебоксары. С 1991 работала преподавателем, с 2005 – старшим преподавателем, с 2006 – доцентом кафедры методики начального образования, с 2009 – доцентом кафедры педагогики начального образования, с 2015 – доцентом кафедры педагогики и методики начального образования, с 2023 – доцентом кафедры начального образования в ЧГПУ им. И.Я. Яковлева.

Область научных интересов – проблема совершенствования подготовки учителя начальных классов к преподаванию изобразительного искусства.

Награды: Почетная грамота Министерства образования ЧР (2000). Почетная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации (2017).

Сочинения: Методика преподавания изобразительного искусства: учебно-методическое пособие: в 2 ч. Ч 1. 2-е изд., перераб. Чебоксары, 2014. (гриф МОиМП ЧР); Методические основы уроков декоративного рисования с использованием чувашского народного декоративно-прикладного искусства: учебное пособие. Чебоксары, 2014. (гриф МОиМП ЧР); Технология декоративного рисования на основе чувашского народного декоративно-прикладного искусства: учебно-методическое пособие. Чебоксары, 2015. (гриф МОиМП ЧР); Технология чувашской вышивки: учебно-методическое пособие. Чебоксары, 2016. (гриф МОиМП ЧР); Изобразительные техники, активизирующие творчество обучающихся: учебное пособие. Чебоксары, 2017;Теория и методика преподавания изобразительного искусства и технологии в начальных классах: учебное пособие. Чебоксары, 2019;Теория и методика преподавания изобразительного искусства и технологии в начальных классах: электронное учебное пособие. Чебоксары, 2020;Методика преподавания изобразительного искусства:электронное учебно-методическое пособие.Чебоксары, 2021;Методика преподавания изобразительного искусства в начальных классах: курс лекций. Чебоксары, 2022.

  ТЕРЕНТЬЕВА ЛАРИСА ПАВЛОВНА

  17.07.1970, с. Ачаксы Канашского района Чувашской АССР

 Кандидат педагогических наук (2000), доцент (2006).

  В 1992 окончила физико-математический факультет ЧГПИ им. И.Я. Яковлева, обучалась в аспирантуре при кафедре педагогики и психологии ЧГУ им.   И.Н. Ульянова.

 

 Работала учителем начальных классов в СОШ № 59 г. Чебоксары с 1992 по 2002. В ЧГПУ им. И.Я. Яковлева работала преподавателем кафедры   методики начального обучения с 1998 по 2002 (по совместительству), с 2002 по 2015 – старшим преподавателем, доцентом кафедры методики   начального образования, с 2015 – доцентом кафедры педагогики и методики начального образования, с 2023 – доцентом кафедры начального   образования. С 2011 является зам. декана психолого-педагогического факультета по учебной работе.

 Награды: Почетная грамота Министерства образования и молодежной политики ЧР (2011), Почетная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации (2017).

Сочинения: Интеллектуальное развитие младших школьников в процессе обучения: монография. Чебоксары, 2004; Методика преподавания математики в средней школе. Общая методика: учебное пособие. Чебоксары, 2009
(в соавторстве) (гриф МО и Н РФ; гриф УМС по математике и механике УМО по классическому университетскому образованию РФ); Теория и методика преподавания математики в начальных классах: электронное учебное пособие. Чебоксары, 2017; Курс лекций по методике преподавания математики в начальных классах: учебное пособие. Чебоксары, 2017; Организация самостоятельной работы студентов по методике преподавания математики: учебно-методическое пособие. Чебоксары, 2018;Решение нестандартных задач: учебно-методическое пособие. Чебоксары, 2019; Задания для практических занятий по методике преподавания математики. Чебоксары, 2020; Теория и методика обучения информатике в начальных классах: учебное пособие. Чебоксары, 2021; Теория и методика обучения информатике в среднем звене: учебно-методическое пособие. Чебоксары, 2022, всего более 130 научных работ.

 

 ЧЕРНОВ СЕРГЕЙ АНАТОЛЬЕВИЧ

 29.05.1975, г. Канаш Чувашской АССР

 Кандидат педагогических наук (2002), доцент (2003).

 Окончил ЧГПИ им. И.Я. Яковлева (1992- 1997), аспирантуру ЧГПУ им. И.Я. Яковлева (2002). Прошел профессиональную переподготовку по специальности «Клиническая (медицинская) психология» в ФГБОУ ВПО «ЧГУ им. И. Н. Ульянова» в 2013-2014 году.

 С 2000 года работал преподавателем, с 2003 года – старшим преподавателем, с 2004 года работает доцентом кафедры психологии и социальной   педагогики ЧГПУ им. И.Я. Яковлева.

 Преподаваемые дисциплины:конфликтология, психология личности, психотерапия, психолого-педагогическая коррекция, клиническая психология детей и подростков, психология стресса, формирование психологически комфортной и безопасной образовательной среды и др.

 Область научных интересов– формирование научных понятий у школьников в процессе обучения, интеграции и дифференциация знаний учащихся в ходе изучения предметов гуманитарного и естественнонаучного циклов, подготовка будущих педагогов-психологов к исследованию уровня развития когнитивных репрезентативных структур восприятия информации.

Награды:Почетная грамота ЧГПУ им. И.Я. Яковлева (2018)

Основные научные труды:

Клиническая психология детей и подростков : учебное пособие. – Чебоксары, 2014; 

Психолого-педагогическая коррекция : учебное пособие. – Чебоксары, 2016;

Тьютерство в психолого-педагогическом сопровождении : учебное пособие. – Чебоксары, 2018;

Психология личности : учебное пособие. – Чебоксары, 2019.

Психология труда – Чебоксары, 2020.

Психология девиантного поведения – Чебоксары, 2020.

Качественные и количественные методы психолого-педагогических исследований – Чебоксары, 2021.

Нарушения развития в детском возрасте – Чебоксары, 2022.

 

Арттерапия – 2023.

 

 ЧЕРНОВА ОЛЬГА ВЛАДИМИРОВНА

 04.02.1971 г. Канаш Чувашской АССР

 Кандидат педагогических наук (2001), доцент (2003).

 Окончила Ленинградский государственный университет(1989 – 1993), аспирантуру ЧГПУ им. И.Я. Яковлева (2001).

 С 1993 г. работала преподавателем кафедры психологии ЧГПИ им. И.Я. Яковлева, с 1996 г.– старшим преподаватель кафедры психологии ЧГПИ им. И.Я.   Яковлева, с 2003 г. работает доцентом кафедры психологии и социальной педагогики ЧГПУ им. И.Я. Яковлева.

 Преподаваемые дисциплины:психология семьи и семейное консультирование, психолого-педагогическая диагностика, общая психология, история   психологии, социальная психология образования, практикум по общей и экспериментальной психологии и др.

 Область научных интересов – социально-профессиональная деятельность педагога-психолога, совершенствование подготовки будущих социальных   педагогов и психологов к работе в общеобразовательных учреждениях, психодиагностика детско-родительских отношений в неблагополучных семьях.

Награды:Почетная грамота ЧГПУ им. И.Я. Яковлева (1997, 2000, 2018)

Основные научные труды:

Психология конфликта  : учебное пособие, Чебоксары, 2016;

Социальная психология : учебное пособие,  Чебоксары, 2016;

Психология одаренности : учебное пособие. – Чебоксары, 2018;

Психология стресса : учебное пособие. – Чебоксары, 2019.

Психология труда – Чебоксары, 2020.

Психология девиантного поведения – Чебоксары, 2020.

Качественные и количественные методы психолого-педагогических исследований – Чебоксары, 2021.

Профессиональное консультирование школьников – Чебоксары, 2022.

 

 ШУБНИКОВА ЕКАТЕРИНА ГЕННАДЬЕВНА

 02.10.1971 г. Чебоксары 

 Кандидат педагогических наук (2001),  доцент (2007).

 С отличием окончила Владимирский государственный педагогический институт им. П. И. Лебедева-Полянского по специальности «Педагогика и   методика начального обучения» (1988-1992).

 Начала трудовую деятельность учителем начальных классов МОУ СОШ № 19 г. Новочебоксарска Чувашской Республики (1992-1999). С 2001 г. работала в   должности ст. преподавателя, доцента, старшего научного сотрудника кафедры психологии и социальной педагогики, зам. декана психолого-   педагогическо-го факультета по научной работе (2002-2004), зав. кафедрой социальной педагогики (2004-2009) в ЧГПУ им. И. Я. Яковлева.

 Преподаваемые дисциплины: профессиональная деятельность социального педагога в образовании, профилактика зависимого поведения детей,   социальная педагогика, социальная защита детства, социальная политика, управление социальными системами, основы социальной работы и др.

 Область научных интересов– педагогическая профилактика аддиктивного поведения детей и молодежи в образовательной среде.

Награды:Почетная грамота «ЧГПУ им. И. Я. Яковлева» (2007), Почетная грамота Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики (2014).

Основные научные труды:

Педагогическое общение как фактор воспитания гуманных взаимоотношений младших школьников : дис. … канд. пед. наук. –  Чебоксары, 2001;

Подготовка студентов педагогического вуза к профилактике зависимого поведения в детской и молодежной среде : монография. – Москва, 2014;

Педагогическая превенция зависимого поведения подростков: программы и технологии : монография.  – Чебоксары, 2016;

Компетентностный подход в подготовке студентов педагогического вуза к профилактике зависимого поведения детей и молодежи // Воспитательная работа: новые направления, методы, пути развития : коллективная монография. – Ульяновск, 2018 (в соавторстве);

Историко-педагогический анализ становления системы профилактики зависимого поведения детей в России // Психолого-педагогическое сопровождение школьников: исторические аспекты и современные тенденции : коллективная монография. – Чебоксары, 2019 (в соавторстве).

Социальная педагогика. Теоретические основы –  Чебоксары,2021.

Социальная педагогика. Факторы социализации –  Чебоксары,2022.

Нормативно-правовые основы социально-педагогической деятельности –  Чебоксары,2022.

 

 

 

 

 

 

 

 
    Кафедра профессиональной психологии, социальной педагогики и начального образования с 1 сентября 2023 года объединила кафедру социальной педагогики и кафедру начального образования. В настоящее время на кафедре работает 13 преподавателей, из них 1 доктор наук, профессор (Харитонов М. Г.), 2 кандидата филологических наук, доцента (Кузнецова И.В., Михеева С.Л.), 10 кандидатов педагогических наук, доцентов (Горбунова Т.В., Иванова И. П., Патеева О. В., Петрова И. Н., Романова Т. В., Соколова С.Г., Терентьева Л.П., Чернов С. А., Чернова О. В., Шубникова Е. Г.). 
      Заведует кафедрой кандидат педагогических наук, доцент Иванова Ираида Павловна. 
      Кафедра социальной педагогики была создана в сентябре 2000 г. Педагогический персонал в начале работы кафедры состоял из 8 человек – кандидатов педагогических наук, доцентов И. П. Ивановой, З. В. Егоровой, Т. А. Аксаковой, старших преподавателей О. В. Черновой, О. В. Патеевой, преподавателей С. А. Чернова, А. В. Швед. Заведовала кафедрой Петрова З. А.
В сентябре 2002 г. заведующей кафедрой стала канд. психол. наук, старший преподаватель А. Н. Самсонова. С января 2003 г. по 2011 г.  заведовал кафедрой д-р. пед. наук, профессор М. Г. Харитонов.
     Постепенно педагогический состав кафедры увеличивается и качественно улучшается. В составе кафедры психологии и социальной педагогики работали доктора педагогических наук, профессора М. Г. Харитонов, В. М. Никитин, Т. В. Кириллова, О. В. Кириллова, кандидаты педагогических наук, доценты И. П. Иванова, О. В. Чернова, С. А. Чернов, Е. Г. Шубникова, А. А. Михайлов, кандидаты психологических наук, доценты И. Н. Афанасьев, Г. Г. Вербина, В. И. Маслова, Г. И. Мазуров, кандидаты психологических наук, старшие преподаватели Л. Б. Салихова, Е. В. Славутская, преподаватели М. Ю. Григорьевская, А. В. Кайсарова, И. Н. Петрова, Н. М. Порфирьева, Т. В. Романова. С 2011 года кафедрой заведовала канд. пед. наук, доцент Иванова И. П.
Кафедра педагогики и методики начального образования была создана в феврале 2015 года на основе трех кафедр, ранее существовавших на факультете: педагогики начального образования, методики начального образования, русского языка и методики его преподавания в начальных классах. Вышеназванные кафедры имели свою богатую историю. Так, кафедра начального образования была открыта в 1977 г. Заведующими кафедрами работали кандидаты педагогических наук, доценты Д.С. Филиппова, В.Т. Сейфуллин, В.Н. Николаев, доктора педагогических наук, профессора Е.В. Васильев, В.Г. Максимов, В.П. Ковалев.
Кафедра методики начального образования функционировала с 1988 по 2015 гг. Ею руководили кандидаты педагогических наук, доценты Архипова С.Е., Бычков В.И.
Кафедра русского языка и методики его преподавания в начальных классах функционировала с 1981 по 2009 гг. В разные годы кафедру возглавляли канд. пед. наук,  доцент Сергеева А.И., д-р. филол. наук, профессор Сергеев Л.П., д-р. филол. наук, профессор Чернов М.Ф., канд. филол. наук, доцент Родионова Э.М., канд. пед. наук, доцент Бычков В.И.
Приоритетной целью коллектива кафедры профессиональной психологии, социальной педагогики и начального образования  является создание эффективных условий, обеспечивающих подготовку высоквалифицированных специалистов. Кафедра осуществляет подготовку педагогов-психологов и социальных педагогов, учителей начальных классов для образовательных организаций Российской Федерации.
        Кафедра осуществляет подготовку профессиональных кадров по направлениям подготовки:
– 44.03.02 Психолого-педагогическое образование, профиль «Психология и социальная педагогика»;
– 44.05.01 Психолого-педагогическая профилактика девиантного поведения, специализации №3 «Педагогика и психология девиантного поведения»; 
– 44.05.01 Психолого-педагогическая профилактика девиантного поведения, специализации №3 «Педагогика и психология девиантного поведения несовершеннолетних»; 
– 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) профили «Начальное образование и тьюторство»;
– 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) профили «Начальное образование и информатика»;
– 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) профили «Начальное образование, родной (чувашский) язык и литература»;
– 44.03.01 Педагогическое образование профиль «Начальное образование»
– 44.04.01 Педагогическое образование по магистерской программе «Теория и методика начального образования (руководитель программы Горбунова Т.В.).
– 44.04.01 – Педагогическое образование по магистерской программе «Менеджмент социально-педагогической деятельности» (руководитель программы Харитонов М.Г.).
    Ежегодно кафедра проводит международные, всероссийские и республиканские научно-практические конференции: Всероссийская научно-практическая конференция «Психология и социальная педагогика: современные проблемы и перспективы развития» стала традиционной. Республиканский конкурс социальных проектов «Мы сделаем мир лучше» под руководством Романовой Т.В. проводится с 2016 года, который тоже стал традиционным.
       Кафедра работает над научными проблемами «Теоретические и методические основы профессиональной подготовки психологов и социальных педагогов к учебно-воспитательной работе в общеобразовательной школе и социальных учреждениях» и «Совершенствование профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов в системе непрерывного образования в свете требований ФГОС ВО и НОО». Результаты этой работы находят отражение в подготовке и публикации монографий, учебных пособий и статей, в том числе в изданиях, входящих в перечень ВАК, индексируемых в РИНЦ, Web of Science, Scopus и т.п.
        Преподавателями кафедры опубликованы монографии: Педагогическая превенция зависимого поведения подростков: программы и технологии (Шубникова Е. Г., 2016); Этнопедагогическое образование будущих магистров (Харитонов М. Г., 2016), Персонажи Библии в славянских устойчивых сравнениях (Кузнецова И. В., 2017); Формирование нравственной культуры у будущих работников культуры средствами этнической педагогики (Васильева Р. М., Соколова С. Г., Воронова З. И. 2018),  Этноэстетичность дидактики И. Я. Яковлева в Симбирской чувашской учительской школе (Харитонов М. Г., 2018); коллективная монография Компетентностный подход в подготовке студентов педагогического вуза к профилактике зависимого поведения детей и молодежи (Шубникова Е. Г., 2018), Профессиональная деформация педагогов и ее профилактика (2020); Профессиональная компетентность учителя начальных классов сельской школы (Т. В. Горбуновой 2021); Школьная неуспеваемость: психолого-педагогические причины и пути преодоления (Иванова И. П., Романова Т. В., Харитонов М. Г., Чернова О. В., 2022) и др.
Студенты регулярно принимают участие в конкурсах («Молодежь против экстремизма», «Учитель будущего», «Я – профессионал» и др.); фестивалях («Юность Большой Волги», «Человек. Гражданин. Ученый»); олимпиадах по психологии и социальной педагогике; форумах (Студенческий научный форум», «iВолга»); в конференциях «Государственная политика Российской Федерации в сфере борьбы с терроризмом, коррупцией и наркотизацией обществ», «Психология и социальная педагогика: современное состояние и перспективы развития») и становятся их победителями, лауреатами и призерами.
       Кафедра профессиональной психологии, социальной педагогики и начального образования активно сотрудничает с различными общеобразовательными организациями Российской Федерации. Это сотрудничество способствует совершенствованию подготовки будущих учителей к профессиональной деятельности, изучению опыта работы учителей, руководителей, повышению эффективности исследовательской работы в общеобразовательных школах и вовлечению педагогических кадров учреждений системы образования в научно-исследовательскую деятельность и повышению качества производственной (педагогической) практики студентов.
 
ЧГПУ им. И.Я.Яковлева
Министерство просвещения Российской Федерации
Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики