Версия для слабовидящих

ХАРИТОНОВ МИХАИЛ ГРИГОРЬЕВИЧ (р. 08.11.1963, с. Малые Кибечи Канаш. р-на)

Педагог, психолог, доктор педагогических наук, профессор (2000). Окончил факультет педагогики и психологии Московского государственного педагогического института (1990), историко-педагогический факультет Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова (1993), докторантуру Московского педагогического государственного университета (1999). Служил в Советской Армии (1983–85). Работал стар. пионер. вожатым в Малокибечской средней школе Канаш. р-на (1981–82). С 1990 в ЧГПУ: стар. преподаватель, доцент, профессор кафедры педагогики начального образования; с 2002 – зав. кафедрой  психологии и социальной педагогики; с 2011 – декан психолого-педагогического факультета. Доктор. диссертацию защитил в 1999 на тему «Теория и практика этнопедагогической подготовки учителя начальных классов национальной школы». Основатель научной школы в области этнопедагогического образования учителей. Под его руководством защищено 14 кандидатских диссертаций. В трудах Х. нашли отражение вопросы профессионально-педагогической и этнопедагогической подготовки учителя народной школы в учительских семинариях и педагогических курсах во 2-ой половине ХIX – начале XX вв. Им доказан этнопедагогический характер системы подготовки учителя начальных классов в Симбирской учительской школе И.Я. Яковлева. Он впервые выявил теоретико-методологические предпосылки этнопедагогической подготовки учителей национальной школы. Х. обобщается опыт довузовской этнопедагогической подготовки учащихся в экспериментальных этнопедагогических классах. Исследователем научно обоснованы и экспериментально проверены основные условия совершенствования этнопедагогической подготовки студентов в вузе и системе повышения квалификации учителей. Принимает активное участие в фундаментальных исследованиях, организуемых  Российским гуманитарным научным фондом (РГНФ) и Министерством образования и молодежной политики Чувашской Республики. По итогам Всероссийских конкурсов фундаментальных исследований в области педагогики, объявляемых РГНФ и МО и МП Чувашской  Республики, Х. в 2006 и 2007 выделены гранты на проведение исследований в конкурсе «Волжские земли в истории и культуре России» (грант № 06-06-22618 а/В). Научная и этнопедагогическая деятельность Х. по возрождению традиционной культуры воспитания и восстановлению этнических традиций нашла отражение в более 140 публикациях, в т.ч. 5 монографиях 9 учебных пособиях.

Наименование направления подготовки – преподаватель педагогики высшей школы, Московский государственный педагогический институт им. В.И. Ленина., окончил аспирантуру в Московском педагогическом университете. 

Прошел повышение квалификации в период с 21 октября 2013 года по 01 ноября 2013 в ФГБУ ВПО «Московский педагогический государственный университет» по дополнительной профессиональной программе «Профессиональная компетентность преподавателя высшей школы» в объеме 72 часов 

Общий стаж работы – 25 лет 

Членство: Член редакционной коллегии многотомной «Чувашской энциклопедии» (по разделу «Образование») с 2007 г.; член двух специализированных советов по защите канд. и докт. дис.: при ЧГПУ им. И.Я. Яковлева и Нижегородском государственном архитектурно-строительном университете. 

Награды: звание «Заслуженный работник образования Чувашской Республики» (2011), почетные грамоты: Министерства образования и молодежной политики ЧР, Министерства культуры ЧР, Благодарность Главы Чувашской Республики (2018). 

Соч.: Этнопедагогическая подготовка учителя начальных классов национальной школы (иториография, теория, опыт). М., 1999; Этнопедагогическое образование учителей. Ч., 2007; Детские народные игры. Ч., 2007; Довузовская этнопедагогическая  подготовка учителя. Ч., 2008; Профессиональная подготовка педагога к этнопедагогической деятельности в поликультурной среде. Ч., 2012.

ЧГПУ им. И.Я.Яковлева
Министерство просвещения Российской Федерации
Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики