Новости
Контактная информация кафедры педагогики и психологии
- Details
Деканат психолого-педагогического факультета: 428000,
г. Чебоксары, ул. Пирогова, 25, каб. 202
Тел.: (8352) 22-24-19, (8352) 22-25-83
График работы: 8:00-17:00 (обед 12:00-13:00)
E-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.
Сайт: http://ppf.chgpu.edu.ru
Группа Вконтакте: https://vk.com/ppf_chgpu
Показать на карте
Кафедра педагогики и психологии:
428000, г. Чебоксары, ул. К. Маркса, 38, 219, 220 каб.
Тел.:8 (8352) 22-36-75
График работы: 8:00-15:30
E-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.
Заведующий кафедрой СП
- Details
ИВАНОВА ИРАИДА ПАВЛОВНА
17.10.1961
с. Ачакасы Канашского района Чувашской АССР
Кандидат педагогических наук (1994), доцент (1999).
Окончила филологический факультет ЧГПИ им. И.Я. Яковлева (1983), факультет начальных классов того же вуза (1987), МГПУ им. М.А. Шолохова (1997), аспирантуру МПГИ (1994).
Работала в Чиршкасинской начальной школе (1984-1994). Ст. преподаватель кафедры психологии (1994-1999), доцент кафедры психологии и социальной педагогики (с 2000), зам. декана по воспитательной работе психолого-педагогического факультета ЧГПУ им. И.Я. Яковлева (2000-2011), зав. кафедрой психологии и социальной педагогики (с 2011).
Преподаваемые дисциплины: психология, психология развития и возрастная психология, методика преподавания психологии, социально-педагогическая виктимология, основы реабилитации лиц с девиантным поведением и др.
Область научных интересов– профилактика агрессивного поведения подростков.
Почетное звание:Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации (2010).
Награды:Почетные грамоты Министерства образования ЧР (2002), почетная грамота ЧГПУ им. И.Я. Яковлева (2000, 2001).
Основные научные труды:
Профилактика агрессивного поведения : учебное пособие. – Чебоксары, 2016;
Адаптация детей к обучению в пятом классе : учебное пособие. – Чебоксары, 2017;
Общая психология : учебное пособие. – Чебоксары, 2017;
Методика преподавания психологии : учебное пособие. – Чебоксары, 2017;
Акцентуация характера : учебное пособие. – Чебоксары, 2018;
Организация досуга детей и подростков. – Чебоксары, 2019;
Основы реабилитации лиц с девиантным поведением. – Чебоксары, 2020.
Социально-педагогическая виктимология – Чебоксары, 2020.
Психология – Чебоксары, 2021.
Практикум по возрастной психологии – Чебоксары, 2022.
Социально-педагогическая реабилитация детей с девиантным поведением – Чебоксары, 2023.
Заведующий кафедрой МНО
- Details
БЫЧКОВ ВЕНИАМИН ИВАНОВИЧ
[30.08.1973, д. Сюрла-Три Моргаушского района Чувашской АССР].
Канд. пед. наук (2000), доцент (2004).
Окончил с отличием филологический факультет ЧГПИ им. И.Я. Яковлева (1995), аспирантуру по специальности «Теория и методика обучения русскому языку» (1999).
С 1995 работает на кафедре русского языка и методики его преподавания в начальных классах психолого-педагогического факультета ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, с 2001 по 2009 возглавлял названную кафедру. С 2012 возглавляет кафедру методики начального образования.
Основное направление исследований – функционирование служебных слов русского языка в тексте и методика их изучения в чувашской школе.
В 2008 возглавил авторский коллектив, работающий над созданием учебников нового поколения по русскому языку для начальной чувашской школы. Вместе с доцентами Беляевой З.М. и Рыбаковой А.В. издал Программу по русскому языку для 1–4 классов общеобразовательных школ Чувашской Республики с родным (нерусским) языком обучения, учебно-методические комплекты (учебники и рабочие тетради) для 2–4 классов.
Ученое звание – доцент.
Ученая степень – кандидат педагогических наук.
Специальность: филология (русский язык и литература).
Квалификация: учитель русского языка и литературы.
Повышение квалификации: «Современные технологии в гуманитарном образовании» (МПГУ, г. Москва, 2012 г.), «Создание электронных учебников» (ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, 2013 г.).
Общий стаж работы – 18 лет.
Стаж работы по специальности – 18 лет.
Заведующий кафедрой начального образования
- Details
БЫЧКОВ ВЕНИАМИН ИВАНОВИЧ
Кандидат педагогических наук (2000), доцент (2004).
Окончил с отличием филологический факультет ЧГПИ им. И.Я. Яковлева (1995), аспирантуру по специальности «Теория и методика обучения русскому языку» ЧГПУ им. И.Я. Яковлева (1999).
С 1995 по 2000 работал преподавателем кафедры русского языка и методики его преподавания в начальных классах психолого-педагогического факультета
ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, с 2001 по 2009 возглавлял названную кафедру, с 2012 по 2015 руководил кафедрой методики начального образования, с 2018 руководит кафедрой педагогики и методики начального образования.
Основное направление исследований – функционирование служебных слов русского языка в тексте и методика их изучения в чувашской школе.
Является одним из авторов учебно-методического комплекта по русскому языку для начальной чувашской школы.
Награды: Почетные грамоты ЧГПУ им. И.Я. Яковлева (1997, 2001, 2011, 2012), Почетная грамота Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики (2010), Почетная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации (2016).
Сочинения: Союзы русского языка: теория и практика их изучения в чувашской школе: монография / под ред. проф. Г.А. Анисимова. Чебоксары, 2002; Русский язык: учебники для 2,3,4 классов чувашской школы. Чебоксары, 2008, 2009, 2010, 2014; Русский язык и культура речи: учебное пособие. Чебоксары, 2013 (гриф УМО РФ), Русский язык и культура речи: электронное учебное пособие. Чебоксары, 2015; Альтернативные системы обучения русскому языку в начальной школе: учебное пособие, Чебоксары, 2016; Теория и технология обучения русскому языку в начальной школе: учебное пособие, Чебоксары, 2017; Теория и технология начального литературного образования: учебное пособие. Чебоксары, 2018;Грамматические трудности русского языка: учебное пособие. Чебоксары, 2019; Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников: учебное пособие. Чебоксары, 2020; Мониторинг качества начального образования: учебное пособие. Чебоксары, 2021; Методика обучения русскому языку в начальной школе: учебно-методическое пособие. Чебоксары, 2022, всего более 160 работ.
Литература: Моргаушский район. Краткая энциклопедия. Чебоксары: Чувашское кн. изд-во, 2002. С. 43; Егоров Д.Е., Гаврилова Н.Г. Ученые-педагоги Чувашии и их вклад в развитие просвещения и педагогической науки. Чебоксары, 2011. С. 110-111.
Преподаватели кафедры СП
- Details
ХАРИТОНОВ МИХАИЛ ГРИГОРЬЕВИЧ08.11.1963,с. Малые Кибечи Канашского района Чувашской АССРДоктор педагогических наук (1999), профессор (2001).Окончил МГПИ им. В.И. Ленина (1990), МГУ им. М.В. Ломоносова (1993), аспирантуру (1993) и докторантуру МПГУ (1999).Работал старшим преподавателем (1990-1993), доцентом (1994-1999), профессором (2001) кафедры педагогики начального образования, зав. кафедрой психологии и социальной педагогики (2003-2010) ЧГПУ им И.Я. Яковлева. С 2011 – декан психолого-педагогического факультета.Основатель научно-педагогической школы «Этнопедагогическое образование учителей».Преподаваемые дисциплины: «Этнопсихология», «Методология и методы социально-педагогических исследований», «Управление современной образовательной организацией», «Менеджмент в учреждениях образования и социального обслуживания», «Методология магистерского диссертационного исследования», «Психолого-педагогические исследования в области профилактики девиантного поведения».Область научных интересов– этнопедагогическая подготовка учителей начальных классов национальной школы, формирование этнопедагогической культуры у будущих учителей. Под его руководством защищены 19 кандидатских диссертаций. Является руководителем научно-педагогической школы «Этнопедагогическое образование учителей национальной школы».Почётное звание:заслуженный работник образования Чувашской Республики (2011).Награды:Почетные грамоты Министерства образования и молодежной политики ЧР (2005), Министерства культуры ЧР (2008), Благодарность главы Чувашской Республики (2018).Основные научные труды:Методология магистерского диссертационного исследования: учебное пособие. Чебоксары, 2016;Этнопсихология: учебное пособие. – Чебоксары, 2017;Этническая психология: электронное учебное пособие. – Чебоксары, 2018;Менеджмент в учреждениях образования и социального обслуживания: учебное пособие. – Чебоксары, 2018;Этноэстетичность дидактики И.Я. Яковлева в Симбирской чувашской учительской школе: монография. – Чебоксары, 2018;Управление современной образовательной организацией: учебное пособие. – Чебоксары, 2019.Методология и методы психолого-педагогической профилактики девиантного поведения у детей и подростков – Чебоксары, 2020.Культурно-исторический и деятельностный подход в образовании – Чебоксары, 2021.Психолого-педагогические исследования в области профилактики девиантного поведения – Чебоксары, 2022.
|
ЧЕРНОВ СЕРГЕЙ АНАТОЛЬЕВИЧ29.05.1975,г. Канаш Чувашской АССРКандидат педагогических наук (2002), доцент (2003).Окончил ЧГПИ им. И.Я. Яковлева (1992- 1997), аспирантуру ЧГПУ им. И.Я. Яковлева (2002). Прошел профессиональную переподготовку по специальности «Клиническая (медицинская) психология» в ФГБОУ ВПО «ЧГУ им. И. Н. Ульянова» в 2013-2014 году.С 2000 года работал преподавателем, с 2003 года – старшим преподавателем, с 2004 года работает доцентом кафедры психологии и социальной педагогики ЧГПУ им. И.Я. Яковлева.Преподаваемые дисциплины:конфликтология, психология личности, психотерапия, психолого-педагогическая коррекция, клиническая психология детей и подростков, психология стресса, формирование психологически комфортной и безопасной образовательной среды и др.Область научных интересов– формирование научных понятий у школьников в процессе обучения, интеграции и дифференциация знаний учащихся в ходе изучения предметов гуманитарного и естественнонаучного циклов, подготовка будущих педагогов-психологов к исследованию уровня развития когнитивных репрезентативных структур восприятия информации.Награды:Почетная грамота ЧГПУ им. И.Я. Яковлева (2018)Основные научные труды:Клиническая психология детей и подростков : учебное пособие. – Чебоксары, 2014;Психолого-педагогическая коррекция : учебное пособие. – Чебоксары, 2016;Тьютерство в психолого-педагогическом сопровождении : учебное пособие. – Чебоксары, 2018;Психология личности : учебное пособие. – Чебоксары, 2019.Психология труда – Чебоксары, 2020.Психология девиантного поведения – Чебоксары, 2020.Качественные и количественные методы психолого-педагогических исследований – Чебоксары, 2021.Нарушения развития в детском возрасте – Чебоксары, 2022.Арттерапия – 2023.
|
ЧЕРНОВА ОЛЬГА ВЛАДИМИРОВНА04.02.1971г. Канаш Чувашской АССР.Кандидат педагогических наук (2001), доцент (2003).Окончила Ленинградский государственный университет(1989 – 1993), аспирантуру ЧГПУ им. И.Я. Яковлева (2001).С 1993 г. работала преподавателем кафедры психологии ЧГПИ им. И.Я. Яковлева, с 1996 г.– старшим преподаватель кафедры психологии ЧГПИ им. И.Я. Яковлева, с 2003 г. работает доцентом кафедры психологии и социальной педагогики ЧГПУ им. И.Я. Яковлева.Преподаваемые дисциплины:психология семьи и семейное консультирование, психолого-педагогическая диагностика, общая психология, история психологии, социальная психология образования, практикум по общей и экспериментальной психологии и др.Область научных интересов – социально-профессиональная деятельность педагога-психолога, совершенствование подготовки будущих социальных педагогов и психологов к работе в общеобразовательных учреждениях, психодиагностика детско-родительских отношений в неблагополучных семьях.Награды:Почетная грамота ЧГПУ им. И.Я. Яковлева (1997, 2000, 2018)Основные научные труды:Психология конфликта : учебное пособие, Чебоксары, 2016;Социальная психология : учебное пособие, Чебоксары, 2016;Психология одаренности : учебное пособие. – Чебоксары, 2018;Психология стресса : учебное пособие. – Чебоксары, 2019.Психология труда – Чебоксары, 2020.Психология девиантного поведения – Чебоксары, 2020.Качественные и количественные методы психолого-педагогических исследований – Чебоксары, 2021.Профессиональное консультирование школьников – Чебоксары, 2022.
|
ШУБНИКОВА ЕКАТЕРИНА ГЕННАДЬЕВНА02.10.1971г. ЧебоксарыКандидат педагогических наук (2001), доцент (2007).С отличием окончила Владимирский государственный педагогический институт им. П. И. Лебедева-Полянского по специальности «Педагогика и методика начального обучения» (1988-1992).Начала трудовую деятельность учителем начальных классов МОУ СОШ № 19 г. Новочебоксарска Чувашской Республики (1992-1999). С 2001 г. работала в должности ст. преподавателя, доцента, старшего научного сотрудника кафедры психологии и социальной педагогики, зам. декана психолого-педагогическо-го факультета по научной работе (2002-2004), зав. кафедрой социальной педагогики (2004-2009) в ЧГПУ им. И. Я. Яковлева.Преподаваемые дисциплины: профессиональная деятельность социального педагога в образовании, профилактика зависимого поведения детей, социальная педагогика, социальная защита детства, социальная политика, управление социальными системами, основы социальной работы и др.Область научных интересов– педагогическая профилактика аддиктивного поведения детей и молодежи в образовательной среде.Награды:Почетная грамота «ЧГПУ им. И. Я. Яковлева» (2007), Почетная грамота Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики (2014).Основные научные труды:Педагогическое общение как фактор воспитания гуманных взаимоотношений младших школьников : дис. … канд. пед. наук. – Чебоксары, 2001;Подготовка студентов педагогического вуза к профилактике зависимого поведения в детской и молодежной среде : монография. – Москва, 2014;Педагогическая превенция зависимого поведения подростков: программы и технологии : монография. – Чебоксары, 2016;Компетентностный подход в подготовке студентов педагогического вуза к профилактике зависимого поведения детей и молодежи // Воспитательная работа: новые направления, методы, пути развития : коллективная монография. – Ульяновск, 2018 (в соавторстве);Историко-педагогический анализ становления системы профилактики зависимого поведения детей в России // Психолого-педагогическое сопровождение школьников: исторические аспекты и современные тенденции : коллективная монография. – Чебоксары, 2019 (в соавторстве).Социальная педагогика. Теоретические основы – Чебоксары,2021.Социальная педагогика. Факторы социализации – Чебоксары,2022.Нормативно-правовые основы социально-педагогической деятельности – Чебоксары,2022.
|
РОМАНОВА ТАТЬЯНА ВЛАДИМИРОВНА24.08.1977г. Козловка Чувашской РеспубликиКандидат педагогических наук (2006); доцент (2007).Окончила психолого-педагогический факультет по специальности «Педагогика и методика начального образования» (1998), аспирантура при кафедре педагогики начального образования ЧГПУ им. И.Я. Яковлева (2006).Прошла профессиональная переподготовка по программе «Социальная педагогика в Московском институте современного академического образования» (2016).Работала социальным педагогом в МБОУ СОШ № 44 г. Чебоксары, социальный педагог (1998), учителем начальных классов (2000). Преподаватель кафедры психологии и социальной педагогики ЧГПУ им. И. Я. Яковлева (2003). Преподаватель кафедры социальной педагогики ЧГПУ им. И. Я. Яковлева (2005), ст. преподаватель (2006), доцент кафедры социальной педагогики ЧГПУ им. И. Я. Яковлева (2007), доцент кафедры психологии и социальной педагогики ЧГПУ им. И.Я. Яковлева (2008).Преподаваемые дисциплины:история социальной педагогики; социально-педагогическое проектирование; методика и технология работы социального педагога; социально-педагогическое управление в условиях деструктивной среды; основы социальной работы; управление социальными и образовательными проектами.Область научных интересов: педагогическая профилактика проявлений экстремизма среди детей подросткового возраста и молодежи в образовательной среде.Награды:Почетная грамота ЧГПУ им. И. Я. Яковлева (2016). Благодарность Министерства образования и молодежной политики (2015, 2017, 2019).Основные научные труды:Педагогические условия формирования культуры труда у младших школьников в системе дополнительного образования: монография. – Чебоксары, 2006.Социально-педагогическое проектирование: учебное пособие.– Чебоксары, 2014.Социально-педагогическое управление в условиях деструктивной среды: учебное пособие. – Чебоксары, 2017.Профессиональная этика социально-педагогической деятельности: учебное пособие. – Чебоксары, 2019.Основы проектно-исследовательской деятельности – Чебоксары, 2021.Технологии социальной работы с семьей и детьми – Чебоксары, 2022.Организация самостоятельной работы студентов по курсу «Основы социальной работы» – Чебоксары, 2022.Методика и технология работы социального педагога – Чебоксары, 2023.
|
ПАТЕЕВА ОЛЬГА ВИТАЛЬЕВНА26.12.1966г. Балашов Саратовской обл.Кандидат педагогических наук (2007), доцент (2009).Окончила Балашовский государственный педагогический институт (1994), ЧГУ им. И.Н. Ульянова (1996), аспирантуру ЧГПУ им. И.Я. Яковлева (2006). Работала психологом в средней школе № 9 г. Чебоксары (1994), ст. преподавателем кафедры психологии (1994–1999), доцент кафедры психологии и социальной педагогики ЧГПУ им. И.Я. Яковлева (с 2000-2018). С февраля 2023 года – доцент кафедры социальной педагогики ЧГПУ им. И.Я. Яковлева.Преподаваемые дисциплины: Коррекционная педагогика; Методы оценки риска девиантного поведения и социальной среды; Педагогическая психология; Педагогическая психология (с практикумом); Профилактика агрессивного поведения; Психология общения; Психолого-педагогическая коррекция; Психолого-педагогическое сопровождение детей и подростков с отклоняющимся поведением; Психотерапия; Современные способы презентации научной информации.Область научных интересов – ппроблема развития и коррекции личности подростка.Награды:Почётная грамота ЧГПУ им. И.Я. Яковлева (2000). Почетные грамоты Министерства образования ЧР (2010).Основные научные труды:Теория и практика подготовки учителей начальных классов к использованию сказок в коррекционно-развивающей деятельности с учащимися: монография. – Чебоксары, 2007;Психология изучения и развития младшего школьника. – Чебоксары, 2009 (в соавторстве);Сказки как средство коррекции и развития младших школьников. – Чебоксары, 2009;Практикум по психотерапии. – Чебоксары. – 2009;Изучение и развитие детей подросткового возраста. – Чебоксары. – 2010 (в соавторстве);Педагогическая психология. – 2012 (в соавторстве);Акцентуация характера – Чебоксары 2018;Практикум по педагогической психологии – Чебоксары 2022;Практикум по коррекционной педагогике – Чебоксары 2023;Курс лекций по коррекционной педагогике – Чебоксары 2023
|
ПЕТРОВА ИРИНА НИКОЛАЕВНА23.04.1982Чувашская Республика, пос. УрмарыКандидат педагогических наук (2008), доцент (2009).Окончила психолого-педагогический факультет (2004), аспирантуру ЧГПУ им. И.Я. Яковлева (2008).С 2004 работала преподавателем, с 2005 - старшим преподавателем, с 2009 доцент кафедры психологии и социальной педагогики ЧГПУ им. И.Я. Яковлева.Преподаваемые дисциплины:психологическое консультирование, психология общения, социальная педагогика, психолого-педагогическое-проектирование социального сиротства, беспризорности и безнадзорности, психология девиантного поведения.Область научных интересов – психологические особенности работы с различными категориями детей, психология личности, психологическое консультирование, профессиональная подготовка будущих педагогов-психологов.Награды:Почетная грамота ЧГПУ им. И. Я. Яковлева (2011).Основные научные труды:Психологическое консультирование : учебное пособие. – Чебоксары, 2015;Психология девиантного поведения: учебное пособие. – Чебоксары, 2016;Социально-психологический тренинг : учебное пособие. – Чебоксары, 2016;Психолого-педагогическое проектирование социального сиротства, беспризорности и безнадзорности: учебное пособие. – Чебоксары, 2018.Психологические особенности асоциальных неформальных молодежных группировок – Чебоксары, 2020;Психологическое консультирование – Чебоксары, 2020;Психология общения – Чебоксары, 2021;Предупреждение преступлений и административных правонарушений, совершаемых несовершеннолетними – Чебоксары, 2021;Современные способы презентации научной информации – Чебоксары, 2023.Психологические особенности асоциальных неформальных молодежных группировок – Чебоксары, 2023.
|